Утопические государства как правило несут черты. Утопия. Жанр утопии в русской литературе



Утопическое государство

(от гр utopos, букв. - место, которого нет; англ. Utopian state) -древняя социальная утопия о государственном устройстве, которое являлось бы прямой противоположностью социальной действительности античного рабовладельческого общества. Источники выделяют 2 основных вида У.г.: а) абстрактные проекты улучшения общественного устройства (как прогрессивные, так и реакционные) и б) конструктивные социальные модели. Опираясь на идею о «золотом веке», об искупительной миссии бога солнца, на апокрифические предсказания и пророчества, люди ожидали, что вновь наступит счастливый век, когда не будет войн, рабства, нужды и житейских тягот. Эти представления постепенно приобретали антиримскую направленность (напр., Апокалипсис Гистаспа, книги иудейской Сивиллы). В периоды обострения классовой борьбы свободных бедняков и рабов против рабовладельцев эта идеология начала играть роль социальной и политической программы (напр., во время восстания Аристоника в Пергаме в 132-129 гг. до н.э.). К концу гражданских войн в Римской республике правящий класс частично перенял представления об У.Г., наделив своего представителя Августа чертами выразителя социальной утопии. Таким образом, социальная утопия стала выполнять реставративную (охранительную) социальную функцию. Уже в IV в. до н.э. Платон в своем труде о государстве нарисовал реакционную аристократического идеального государства (см.: Политология: энциклопедический словарь. - М., 1993).


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Утопическое государство" в других словарях:

    Утопическое государство - (от гр utopos, букв. место, которого нет; англ. Utopian state) древняя социальная утопия о государственном устройстве, которое являлось бы прямой противоположностью социальной действительности античного рабовладельческого общества. Источники… … Энциклопедия права

    Утопическое государство - социальная утопия о государств, устройстве, которое являлось бы прямой противоположностью социальной действительности античного рабовладельч. общества. Источники выделяют два осн. вида У. г.: абстрактные проекты (как прогрессивные, так и… … Словарь античности

    Культура Возрождения в Англии - Культура Возрождения с её идейной основой философией и эстетикой гуманизма возникает прежде всего на итальянской почве. Неудивительно, что влияние Италии можно заметить у всех английских писателей эпохи Возрождения. Но гораздо заметнее, чем… … Всемирная история. Энциклопедия

    Моррис, Вильям

    Моррис, Уильям - Уильям Моррис англ. William Morris … Википедия

    Вильям Моррис - Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

    Моррис В. - Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

    Моррис Вильям - Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

    Моррис Уильям - Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

    Уильям Моррис - Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

Книги

  • Иосиф Сталин. От Второй мировой до "холодной войны" . 1939-1953 , не указано. Действительно ли Сталин во время Второй мировой войны успешно руководил страной? Без усилий Сталина Советский Союз скорее всего проиграл бы войну? Стремился ли Сталин к успеху… Купить за 197 руб
  • Лес за пределами мира , Уильям Моррис. Вниманию читателя предлагается редчайший роман, первый из известных в мире романов, написанный жанре «фэнтэзи». Его автор, Вильям Моррис – знаменитый английский поэт, поэт, прозаик, художник,… Купить за 144 руб электронная книга
  • Остров «Англия» как утопический проект социальной антропологии. Рецензия на книгу: Дж. Барнс. Англия, Англия. М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2012 , Д. Ю. Сивков. В романе английского писателя Джулиана Барнса «Англия, Англия» описывается утопическое корпоративное образование – гибрид музея и туристического парка. Транснациональная корпорация «Питко» во… Купить за 5.99 руб электронная книга

Существует две версии происхождения слова утопия. Это место, согласно первой из них, которого нет (u - нет, topos - место, греч.). А по второй - блаженная страна (eu - благо, topos - место). Сам термин был впервые применен в названии книги Т.Мора. В последующем он стал нарицательным, обозначая различные вымышленные страны с идеальным и нереальные планы, содержащиеся в сочинениях и трактатах о различных социальных преобразованиях.

Утопия - это выражение интересов определенных социальных слоев, не находящихся, как правило, у власти. Она выполняет важные познавательные, воспитательные и идеологические функции. Нередко служила как форма выражения революционной идеологии.

Также утопия - это своеобразная направленная на осмысливание социального идеала, попытки предвосхитить будущее, критику существующего строя. В эпоху Возрождения она выражалась в описании совершенных государств, которые будто где-то есть либо существовали ранее. Свое распространение она получила в древнем и (сочинения а также у народов Среднего и Ближнего Востока (Ибн Баджа, Аль-Фараби).

В 17 и 18 веках были распространены утопические трактаты, а также проекты политических и социальных реформ. А начиная с середины 19 века, утопия становится специфическим жанром литературы о проблеме и социального идеала. Множество утопических произведений в 20 веке было написано Г.Уэллсом.

В самом широком смысле утопия - это какая-то определенная универсальная схема, которая, по убеждению ее сторонников, поможет разрешить существующие в обществе противоречия. Для нее характерны: антиисторизм, склонность к формализму, отрыв от реальности, преувеличенная роль воспитания и законодательства, надежда на поддержку лиц, находящихся у власти.

Как противопоставление существует антиутопия, которая призывает к отказу от социального идеала и примирению с существующим в государстве строем, для того чтобы избежать худшего будущего. Зачастую антиутопия выражается в том, что изображает социальные идеалы противников (нередко в карикатурной форме).

Социальная утопия Платона - одна из первых концепций подобного рода. Согласно его теории, государство представляет собой сознательное усиление, концентрацию справедливости и красоты. Для того чтобы этого достигнуть, люди должны выполнять строго определенные функции, соответствующие свойствам их души и природным способностям.

Душа включает в себя три составляющих - волевую, разумную и аффективную. В зависимости от преобладания тех или иных частей происходит распределение государственных функций. Волевая часть души преобладает у воинов, которые защищают население от врагов. Разумная часть - у философов, которые занимаются управлением государством. Аффективная - у крестьян и ремесленников, занимающихся материальным производством и обеспечивающих государство необходимой продукцией.

Социальная утопия, по Платону, основывается на том, что в результате закрепления за каждым сословием добродетелей (у воинов - мужество, у правителей - мудрость, у ремесленников и крестьян - умеренность) и благодаря существующей жесткой иерархии в государстве реализуется высшая добродетель - справедливость, приводящая к гармонии. Таким образом, интересы личности приносятся в жертву во имя общего блага.

В настоящее время понятие утопии несет в себе ряд положительных моментов. В частности, дает возможность предположить то, что произойдет в будущем, а также избежать ряда отрицательных социальных последствий деятельности людей. Не утратила своего значения она и во многих фантастических литературных произведениях.

Утопия – это недостижимая идея построения идеального общества, где полностью достигнуты все принципы социальной справедливости и равенства.

Что такое УТОПИЯ — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Утопия — это мечта о совершенном мире, месте, где все люди живут счастливо и безбедно. Так сказать, филиал рая на земле.

Утопия. Происхождение термина.

Впервые данное понятие появилось в произведение Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия » или сокращенно: «Утопия ». В данном произведении прямо противопоставлялось современное на то время порочное общество новому идеальному миру. Данная тематика заинтересовала многих писателей, что впоследствии породило целый жанр художественной литературы.

Концепция и проблемы утопического мира.

Концепция утопического мира предполагает идеальное общество, которое подвергается постоянному улучшению, чтобы достичь самого высокого совокупного уровня удовлетворенности для большинства людей. Также предполагается всеобщая свобода и определенный уровень равенства, что и должно стать частью всеобщего блага.

Вот здесь и начинаются проблемы в самой концепции. Как мы знаем, все люди разные, и у каждого свое понимание о благе. Из чего следует, что создать общество в котором все будут одинаково счастливы практически невозможно, учитывая особенности каждого человека.

Идея создания утопического общества по большому счету дело хорошее и благородное. Но обустройство данного счастливого мира порождает целую массу вопросов, на которые нет однозначных ответов.

  • Для какого класса должно быть утопическое общество идеальным? Бедные, богатые, средний класс?
  • Возможно ли сделать его идеальным для всех классов?
  • Каким должно быть совершенное правительство?
  • Как можно сделать совершенными самих людей?
  • Каким должно быть совершенное образование?
  • Что такое идеальный уровень жизни? Как определить достаточный уровень богатства?
  • Какой должен быть контроль за обществом?
  • Что такое свобода в утопическом понимании? Какой должен быть уровень данной свободы?

Как вы поняли, подобных вопросов можно задать огромное множество, но конкретного ответа на них получить не получится.

Существует много различных идей о том, каким может быть утопическое общество. Некоторые полагают, что в экологической утопии люди должны жить в гармонии с природой. Другие полагаются на научный и технологический прогресс, который должен обеспечить счастливое и, в экономическом плане, равномерное существование человечества.

Анализ «Утопии» показывает, что как ни высоки бы были помыслы и мечты Томаса Мора о справедливом и счастливом обществе, то были мечты человека, жившего в 16 веке и несвободного от предрассудков своего времени. Но полемика между учеными различных направлений по-прежнему не угасает.

Если давать определение «Утопии», скорее всего, в наше время, данное слово будет являться метафорой, которая не имеет однозначного и точного значения, но не выходит за рамки границ. Чтобы дать точное понятие данного термина, каждому читателю необходимо изучить достаточно большое количество произведений и политических взглядов, чтобы действительно разобраться,что именно понимается под утопией.

Утопический социализм рождением многих своих идей обязан в том числе и Томасу Мору. В 1516 году им была написана «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия»

В своем произведении Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций правовые проблемы. Сформировавшиеся в период становления капиталистической формации, зарождения раннекапиталистических отношений взгляды Т. Мора не утратили своего исторического значения. Его проект утопического (идеального) государства вызывает и ныне острые столкновения мнений ученых различных стран.

«Нигдея» (от греческого «ou» и «topos» - «место, которого нет»), придуманная Т. Мором представляет сбой симбиоз идеального государственного строя и идеального гражданского общества. Задуманная как продолжение «Государства» Платона, «Утопия» представляет собой гуманистический образ совершенного общежития, где царит веротерпимость, равенство, высокий уровень развития нравственных начал.

Это идеальная страна, своеобразная федерация из 54 городов. Это попытка спроектировать государство с такой социально-экономической структурой, которая способна обеспечить человеку достойный образ жизни, и Т. Мор пытается изобразить конкретную картину идеального общества. На гербе острова Утопии, как и на гербе первого социалистического государства, - символы плодотворного труда: серп, молот и колосья. В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки, поэтому уровень преступности достаточно низкий, вследствие чего граждане не нуждаются в обширной и сложной законодательной базе.

Рассматривая более подробно предпосылки возникновения утопического государства, следует провести аналогию с современным обществом. Примером может служить отсутствие частной собственности как предпосылки к возникновению утопического государства.

Т. Мор предполагает, что наличие частной собственности не допускает возможности для возникновения утопии. Он обращается устами своего героя, озвучивая воззрения Платона об идеальном государстве: «Для общественного благополучия имеется один-единственный путь – объявить во всем равенство».

Равенство предполагается во всех сферах, в том числе в социальной и политической. «Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы … оттого, что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего … хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты». «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо».

Таким, образом, Т. Мором были провозглашены такие принципы построения государства как коллективная собственность, всеобщая обязательность труда, аскетический образ жизни, централизованное распределение произведенной продукции. Близкий к утопическим проектам Томаса Мора образ идеального города-государства будущего создает автор «Города Солнца» Томмазо Кампанелла.

Но в реальной жизни государство без частной собственности не имеет место быть. Возникновение частной собственности, в первую очередь, неизбежно из-за самого человека, который по своей природе корыстен и всегда преследует собственные интересы.

В этой связи будет уместным согласиться с высказыванием одного из главных представителей философии Нового времени Бенедиктом Спинозой: «Каждый человек стремится к своей выгоде (пользе). Но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей» .

Обществу неравенства и угнетения Т. Мор противопоставил свою мечту о справедливом общественном строе, где уничтожена частная собственность, а с нею и корень всякой социальной несправедливости и эксплуатации человека человеком. Под влиянием этого выдающегося памятника социально-политической мысли развилось целое направление утопического социализма. В этом и есть историческая ценность гуманистической «Утопии». Однако история не знает ни одного успешного примера реализации утопических фантазий Платона, Мора, Кампанеллы об идеальном государстве.

Платоновские диалоги об идеальном государстве, лежащие не в области воображения, а «в области рассуждений», довольно далеки от того, что мы сегодня привыкли считать утопией. Их задача - не описать, а понять, логически реконструировать образец, который «может быть, есть на небе», «разобрать» его законы. В этом смысле Атлантида, лишь бегло упомянутая в диалоге «Тимей» и толком так и не описанная в диалоге «Критий» (описание прерывается, едва начавшись, - как отмечают комментаторы, «на самом интересном месте»), - всего лишь объяснительная модель, схематичная иллюстрация, необходимая в рамках строгой мыслительной процедуры.

Список литературы:

  1. Волгин В. П. Историческое значение «Утопии». / Вступ. статья в кн.: Т. Мор. Утопия. М., 1953- 5-28с.
  2. Волгин В. П. Наследие утопического социализма. // История социалистических учений. Сборник статей. М.: 1962.
  3. Казарян С. О. Античное моделирование и Платон. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2003. 272 с, 2000- 688 с.
  4. Каган Ю. М. //Т. Мор. Утопия / Пер. Каган Ю.М/. М.: Наука, 1978.
  5. Лейста О. Э., История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. Лейста О. Э., Зерцало М. 2000-668с.
  6. Лосев А. Ф. в изд.: Платон, 1994-622с.
  7. Малеин А. И. Издания и переводы "Утопии" // Томас Мор. Утопия. 1953. С. 257-263.
  8. Марченко М. Н., Мачин. И. Ф./ История политических и правовых учений: Учебник. М.: Высшее образование, 2005-495 с.
  9. Нарсесянца В. С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нарсесянца. М.: Норма, 2004-944 с.
  10. Полянский Ф. Я. Социальные утопии периода разложения феодализма // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. М.: Мысль,. Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни 1987-606 с.
  11. Ракчеева Н. Е. Государство. Платон. М.: МАКС Пресс, 2001- 202 с.

С самого момента создания первого государства, люди были одержимы идеей создания идеального общества. Государство, в котором нет нищеты, болезней и неравенства — настолько давняя мечта просвещенного человечества, что сложно сказать, когда она появилась впервые. Для подобного рода фантазий и проектов на излете средневековья появился специальный термин — «утопия». Он был взят из одноименного произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова.Впервые. в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический».Это и стало спецификой моделей идеального мира — при создании утопии не учитывались реальные условия и исторические предпосылки. Тем интереснее сегодня смотреть на проекты прошлого, которые демонстрируют надежды просвещеннейших людей прошлого.

    Зарождение утопии

    В большинстве культур и религий силен миф о далеком прошлом, в котором человечество живет в первобытном и простом состоянии, но в то же время пребывая в состоянии совершенного счастья и удовлетворения. Самые ранние письменные упоминания утопий зафиксированы в античном наследии, например, в трактате «Золотой век» древнегреческого поэта Гесиода, написанном в 8 веке до нашей эры. В поэтическом трактате поэт предполагает, что до нынешней эпохи существовали другие, более совершенные, самой первой из которых был Золотой век — время гармонии и всеобщего братства.

    Религии и утопии

    Еще одна из самых стойких и старейших на земле утопий — мечта о загробной жизни и идеал рая. Иудаизм, христианство и ислам имеют четкое представление о том, как именно обстоят дела «по ту сторону» и обычно рай представляет собой именно идеальное общество. Эдемский сад обладает всеми признаками утопий, в том числе и теми, что время там остановилось и никаких изменений за тысячи лет не произошло.

    Весенний цветок персика

    Весенний цветок персика — басня китайского поэта Тао Юаньмина, написанная в 421 году нашей эры, описывает идеальное общество, в котором люди ведут идеальное существование в гармонии с природой, не устанавливая никаких внешних контактов.

    Новая гармония и утопические эксперименты

    С достижениями промышленной революции, перспектива достижения утопии казалось реальной, особенно в таких странах, как США. Количество утопических общин резко увеличилось в конце 1800-х годов. Обычно они создавались на основе тех или иных религиозных или идеологических идей. Одна из таких общин называлась «Новая гармония» и была основана валлийским промышленником Робертом Оуэном. Община выросла в целый город, который в 1825 году стал настоящим центром достижений в области образования и научных исследований, но, в конечном счете, неправильный экономический подход разрушил перспективное начинание.

    Утопические технологии

    Научные и технологические утопии, которые пышным цветом расцвели в начале 19-го века породили множество фантазий по поводу удивительной техники будущего. Эти утопические летающие машины были изображены на французской открытке, выпущенной в 1890-е годы.

    Ville Radieuse

    Ville Radieuse — нереализованный проект, разработанный французско-швейцарским архитектором Ле Корбюзье в 1924 году. Ле Корбюзье идеализировал саму идею города, заполнив его высотными жилыми домами и обилием зеленых зон.

    Broadacre City

    В 1932 году, американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт увидел планы Ville Radieuse и замыслил собственную утопию, с аграриями и открытыми пространствами. В своей утопии он эксплуатировал идею смешения городских и сельскохозяйственных пространств. Город Ллойда Райта был рассчитан на проживание 10 000 человек и использовал только те ресурсы, которые производил сам. Broadacre так и не был построен, но использовал перспективные принципы местного производства продуктов питания и по сей день является источником вдохновения для архитекторов.

    Нацистская утопия Шпеера

    Архитектор Альберт Шпеер был одним из ближайших друзей Адольфа Гитлера и как «первый архитектор Третьего рейха» занимался разработкой реконструкции Берлина в весьма футуристическом ключе. Столица Германии должна была стать огромным мегаполисом с массой небоскребов, огромных проспектов и исполинских стадионов. Поражение нацистов в 1945 поставило крест на начинаниях Шпеера.

    Видение Бакминстера Фуллера о плавающем городе

    Бакминстер Фуллер, изобретатель и архитектор, разработал ряд футуристических проектов городов на протяжении всей своей карьеры. Самым заметным из них была концепция города, который бы располагался на гигантских плавучих платформах в океане.

    Успех Сьюарда

    В 1968 году была обнаружена нефть в заливе Прадхо в Аляске. Это вызвало настоящий строительный взрыв в северном штате. «Успех Сьюарда» — рабочее название города, закрытого куполом, который предполагалось построить возле месторождения. Проект города включал в себя офисные помещения, торговые площадки, жилые районы, спортивные сооружения, а также систему монорельсовых дорог для передвижения жителей.

 
Статьи по теме:
Правила дорожного движения для детей дошкольников Правила пдд для детей краткое содержание
С каждым днём всё увеличиваются и увеличиваются потоки транспортных средств на улицах. В такой ситуации родителям важно научить детей правилам дорожного движения (ПДД), потому что ничего не может быть важнее здоровья и жизни ребёнка, его безопасности. Как
Происхождение материи Является ли Сознание продуктом деятельности мозга?
Еще в древности люди ломали себе голову над вопросом, почему и как мог возникнуть язык. Ученые Древней Греции выдвинули две противоположные теории. Согласно первой из них язык возник сам по себе, без сознательного вмешательства человека, в силу действия з
Вопросительные предложения в английском языке « Школа английского языка SkillSet Вопросы к подлежащему
Сегодня мы рассмотрим и, конечно же, примеры с ними. Для того, чтобы не ошибиться, главное понимать три вещи: 1) какой у вас будет вопрос, 2) в каком времени его нужно задать, и 3) какой должен быть порядок слов в вопросительном предложении. В этой стат
Штраф за превышенный лимит
Касса - средства компании или ее отдела, который производил операции с наличными деньгами. Сюда же можно отнести комнату, где находятся такие подразделения. Но даже это не все. Под термином «касса» скрывается отдел бухучета, который применяется при отраж