Мануил, митрополит (Павлов Виталий Владимирович). Личное мнение Митрополит мануил

Окончил Либавскую Николаевскую гимназию, учился на юридическом факультете (ушёл в с последнего курса) и в Петроградской духовной академии ( -). Окончил высшие библиотечные курсы в в .

Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями, автор романа-дневника в трёх частях «На пути к иному миру» (СПБ, ) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, ).

Монах

В апреле 1910 поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии. пострижен в монашество, с 1911 - иеродиакон, с - иеромонах.

Деятельность в Петрограде

  • С - помощник библиотекаря Петроградской епархии.
  • В августе был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины.
  • С - настоятель Свято-Троицкой Сергиевой пустыни. Затем - настоятель домовой церкви Александро-Невского общества трезвости.
  • С 1919, одновременно, работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР (был вынужден совмещать духовную и светскую работу, так как был настоятелем очень бедного храма).
  • В - - преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.

Архиерей

Борьба с обновленчеством в Петрограде

Решительно выступил против обновленческого движения. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита , Патриарх поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха).

Арест и пребывание в Соловках

Обновленцы требовали ареста владыки, называя возглавлявшееся им движение «мануиловщиной». епископ Мануил был арестован, приговорён к трём годам лишения свободы. В 1924- находился в Соловецком лагере. Находясь в заключении, написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь». «Соловецкие письма об епископстве», «Новый Соловецкий Патерик», «„Соловецкие синодики“. Их образование в период XV-XVII вв. Состав их и судьба их в Русской Церкви».

Борьба против «иосифлянского» движения

После освобождения прибыл в Ленинград, где в течение нескольких дней активно выступал против на стороне Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита .

Сотрудничество с органами госбезопасности

По данным члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви, профессора-протоиерея , владыка Мануил был в конце 1920-х годов завербован органами государственной безопасности:

С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. Это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он панически боялся снова оказаться в лагере. Этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. Десятилетиями он жил в страшном внутреннем противоречии. Когда к нам обратились с запросом о его канонизации, и мы начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном - не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настолько тяжело, что ничего кроме сострадания к нему мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен.

Аресты, лагеря, ссылки

Последние годы жизни

  • С 1955 - временно управляющий Чебоксарско-Чувашской епархией.
  • С - архиепископ Чебоксарский и Чувашский.
  • С - архиепископ Куйбышевский и Сызранский.
  • С - митрополит.

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

«Неоднозначность личности митрополита Мануила (Лемешевского)»

Реферат подготовила:

учащаяся III курса

Профессионального училища № 33

Красноармейского района

Самарской области

Куракина Анастасия Сергеевна

Научный руководитель:

Профессионального училища № 33)

Григорьева Марина Николаевна

с. Красноармейское

1. Введение_____________________________________________________ стр. 3

2. Основная часть:________________________________________________

а) начало пути;_________________________________________________ стр.4-5

б) борьба с обновленческим движением;___________________________ стр.6-7

в) тернистый путь; _____________________________________________ стр.8

г) деятельность Митрополита Мануила в Куйбышевской и

Сызранской епархии; _________________________________________ стр.9-11

д) вопрос о канонизации_________________________________________ стр.12-14

3. Заключение ___________________________________________________ стр.15

4. Список литературы_____________________________________________ стр. 16

5. Приложение __________________________________________________ стр.17

1. Введение

Самарская земля – это земля благодатная, овеянная славой многих исторических имён, таких, как Святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский…

Эта работа посвящена жизни и деятельности местночтимого подвижника Самарской земли митрополита Мануила. Будучи крупнейшими агиографом и богословом, он имел необыкновенную популярность среди простого народа.

Цель работы: собрать достаточную и объективную информацию о жизни митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила, показать неоднозначность его личности, вызвать размышления о таких понятиях, как честь, преданность, святость.

Методы решения проблемы: во время работы возникли трудности, связанные с тем, что воспоминания разных лиц о митрополите Мануиле (Лемешевском) очень скупы и отрывисты. Информация с иллюстрациями материала о митрополите Мануиле была собрана из книг, газет, а так же в результате посещения храма в с. Воскресенка и кафедрального Собора (Покровский собор) в г. Самаре.

Реферат можно использовать на классных часах, на уроках литературы, истории, Основ Православной культуры и родственных дисциплин, а так же как материал для краеведческого (исторического) музея.

Актуальность: в 2007 году в Москве было создано христианское библиографическое общество имени митрополита Мануила (Лемешевского) . Общество ставит перед собой задачу продолжения библиографической деятельности известного церковного филолога и историка митрополита Мануила (Лемешевского), возрождения лучших традиций христианской библиографии и филологии. Имя митрополита Мануила известно не только в России, но и за рубежом. Нам же просто нельзя не знать о подвижнике, последние годы жизни которого прошли на Самарской земле. В то же время мы должны знать и о неоднозначности личности митрополита Мануила, разном отношении людей к его жизни и деятельности.

Работа не является завершённой. На 15 страницах реферата невозможно полно осветить все стороны личности и деятельности митрополита Мануила. Требуется дополнительная работа с архивными документами, свидетелями событий… В дальнейшем материал можно расширить исследованиями антиобновленческой деятельности или борьбы с "иосифлянским движением" в Церкви митрополита Мануила, изучением его библиографической деятельности, научных трудов, можно более подробно рассмотреть и вопрос о канонизации.

2. Митрополит Мануил, исповедник и историк Русского Православия, нашёл своё последнее пристанище в кафедральном Соборе Самарской (Куйбышевской) епархии (Покровский собор). «Живые цветы на надгробном камне могилки – доказательства величайшего уважения и веры самарцев в святость своего митрополита, - писала в книге "Подвижники Самарской земли" Ирина Шестун. - А кто был в Покровском соборе 12 августа, в день памяти митрополита Мануила, знает, сколько людей приходят почтить его память, и видит, что люди помнят и любят своего молитвенника».

Начало пути

Митрополит Мануил (Виктор Викторович Лемешевский) родился в 1884 г. в городе Луге Петроградской епархии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались глубокой религиозностью. Мать владыки Вера Ивановна была дочерью известного литератора И. Д. Градусова. Для постоянного поддержания религиозной жизни семья имела духовников, которые оказали на юного Виктора большое влияние. В 1894 году родители определили его в Николаевскую классическую гимназию в Либаве. Осенью 1903 года он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (ушёл в 1910 г. с последнего курса). Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями (автор романа-дневника «На пути к иному миру» (СПБ, 1908) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, 1909)). Будучи студентом, Виктор Лемешевский проявил особый интерес к библиографии. Молодой студент составлял каталоги библиотек (частных и общественных), организовал в университете библиографический кружок под руководством лингвиста Э. А. Вольтера, занимался теорией и историей библиографии, консультируясь у библиографов А. М. Ловягина, Д. Торопова, Н. М. Лисовского, сотрудничал с библиографами в реализации больших проектов Академии наук. С 1906 – 1917 гг. он состоял членом Русского Библиографического общества, созданного при Санкт-Петербургском университете, опубликовав при этом две работы: «Опыт описания библиографической карточки» (1907); «Международная библиография и её будущее» (1908). Примерно в этот же период им был разработан план учреждения Русского Библиографического института.

Неожиданно для многих, молодой Виктор решился уйти из мирской жизни и принять обет монашества. Что послужило причиной такого важного решения? Ответ на этот вопрос оказался достаточно прост. Летом 1909 года серьёзно заболел брат Виктора Павел, и было мало надежды на его выздоровление. Тогда Виктор дал обет принять монашество, если умирающий брат пойдёт на поправку. И чудо действительно произошло. (Позже Павел Викторович станет морским офицером и всю жизнь свяжет с советским флотом.) В апреле 1910 года Виктор поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии, где был пострижен в рясофор. 2 июня 1911 года был пострижен в монашество с именем Мануил (что означает «Божие определение»), 11 декабря 1911 года – рукоположен в иеродиакона, а спустя полгода – в иеромонаха. С августа 1912 года по август 1916 года Мануил Лемешевский служил помощником начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии, расположенной в Семипалатинске. Там отец Мануил начал составлять каталоги библиотеки Миссии, сотрудничал в создании «Сибирского патерика», предпринятого архиепископом Омским Сильвестром (Ольшевским), а главное – начал сбор материалов для иконографии «Знаменья Божьей Матери», в связи с готовящимся прославлением местной Абалакской иконы. К этой работе на протяжении своей жизни он возвращался несколько раз, расширяя тематические границы до проекта «Иконография Божьей Матери» и «История иконописания в Сибири». Реализация проекта потребовала работы в библиотеках и архивах Омска и Семипалатинска в 1914-1916 гг., причём объём учтённых отцом Мануилом публикаций по данной теме составил более 2000 названий.

В 1916 году иеромонах Мануил поступил в Петроградскую Духовную Академию, где вскоре (1917г.) стал помощником библиотекаря и создал несколько тематических библиографий – Сербской Церкви, церковной археологии, инословных исповеданий. Одновременно он составил карточный предметный указатель к каталогу книжного магазина И. Л. Тузова, а также указатель литературы о монашестве и монастырях.

В августе 1918 г. отец Мануил был отправлен в Олонецкую епархию, где занимался обследованием и описанием памятников местной церковной старины. 15 августа назначен настоятелем Свято-Троицкой Приморской пустыни (не принят братией). В этом же году –настоятелем Спасской домовой церкви Александро-Невского общества трезвости в Петрограде. С 4 сентября (утверждён 20.09.) 1919 года – настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской улице близ Литейного проспекта. В 1920 г. основал при ней Спасское братство. Но даже при такой загруженности различными церковными послушаниями, он не оставлял своих библиотечных и библиографических трудов. С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. В 1920 году окончил высшие библиотечные курсы в Петр граде, а также восстановился в Петербургском университете. В 1921–1923 гг. – преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.

В1922 - 1923 годах был арестован. В 1923 году, будучи в Петрограде, в своём пастырском послании иеромонах Мануил пророчески писал: "Свершилось многое из того, о чем я предупреждал вас: темные мрачные тучи надвигаются на нас, мне предречена ссылка, храм наш закрыт, закрыта Святая Чаша... Церковь Православная тайно уходит в подвалы, чердаки и катакомбы, в расщелины, в пустынные, безлюдные места, спускается снова вниз и образуется тайно. Она уходит в себя, оставив в себе благодать Святого Духа и благоволение Божие на сей новый подвиг, - свершилось".

Борьба с обновленческим движением

Отец Мануил решительно выступил против обновленческого движения. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита Вениамина (Казанского), Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха). С 21 сентября 1923 года Мануил - архимандрит. С 23 сентября 1923 года - епископ Лужский, викарий Петроградской епархии, управляющий этой епархией (ввиду отказа принять её Феодором (Поздеевским)). Хиротонию в Москве возглавил Патриарх Тихон, который, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения …»

Вышла из печати первая книга трехтомного труда митрополита Мануила (Лемешевского) "Русские православные иерархи", содержащая биографические сведения более чем о 500 русских иерархах.

Труд митрополита Мануила "Русские православные иерархи" является первым фундаментальным собранием биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 года (включительно).

Митрополит Мануил (в миру Виктор Викторович Лемешевский) родился 18 апреля/1 мая 1884 года в городе Луге Санкт-Петербургской губернии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались религиозностью.

По окончании Николаевской классической гимназии в 1903 г. Виктор был зачислен на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1910 году. В 1906 году В. Лемешевский был избран членом Русского Библиографического общества и состоял его членом до 1917 года. Им был разработан план учреждения русского Библиографического института.

В 1916 году он поступил в Петроградскую духовную академию. 10 сентября 1923 года патриархом Тихоном в Донском монастыре был хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. В хиротонии принимал участие священномученик Иларион, епископ Верейский. В период до 1930 года управлял различными епархиями. В конце 1931 до мая 1932 года владыка находился в одиночном заключении. 20 декабря 1933 года святитель вновь был арестован и отправлен в Мариинск, Новосибирской области, где пробыл до весны 1936 года. Все это время владыка провел в скитаниях, пока 18 апреля 1939 года не был арестован вновь и отправлен в Канск, где пробыл четыре года.

После освобождения, с ноября 1944 до 1945 года, епископ Мануил пребывал в Тамбове у святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который его радушно принял и дозволил совершать ему, архиерею без кафедры, службы в кафедральном соборе.

Начало работы митрополита Мануила над каталогом русских архиереев относится к 1946 году, когда он был назначен на Чкаловскую (Оренбургскую) кафедру. Наряду с епархиальными делами святитель увлеченно занимался и литературной деятельностью. Знание богословской литературы в сочетании с великолепной памятью помогали ему в исторических изысканиях во всех областях церковной истории, а тем более архиереологии. В его келье стояли ящички с многотысячными карточками содержащими сведения по церковной истории, агиологии, житиями подвижников благочестия и т. п. Они как бы манили его и звали к себе. Помощники в научных трудах разбирали и систематизировали исторический материал, а владыка вносил коррективы и в целом руководил работой. Основной упор был сделан на биографиях русских архиереев периода с 1897 по 1947 годы. Вчерне эта работа была закончена к концу 1947 года и представлена в Московскую духовную академию профессору, протоиерею С. В. Савинскому и в Священный Синод. Профессор Савинский высказал автору пожелание, чтобы работа была дополнена списками литературных трудов архиереев и подана в Совет академии в качестве научного труда. Это дало повод святителю углубить свои исследования. Но эти труды были прерваны 4 сентября 1948 года внезапным арестом святителя и семилетним заключением в Потемских лагерях.

После освобождения из заключения 7 декабря 1955 года и назначения архиепископом Чебоксарским святитель продолжил свои исследовательские труды.

В письме от 14 ноября 1956 года протопресвитеру Николаю Колчицкому* владыка писал: "Месяцами я вожусь с картотекой архиереев. Она заключается в 18 основных ящиках и включает библиографический материал на более чем 2 200 архиереев, не считая обновленческих 270 хиротоний. Я сжился с этой картотекой, вмещающей в себя не менее 20 000 вкладных карточек, я сжился с именами сотен архиереев (не знающему этого дела и безразличному непонятны мои переживания), интимная и официальная жизнь архиереев открывается как живая книга их жизни. Но все они уже усопшие, все они молчат и поучают - не делай так, как мы поступали, а подражай праведникам - собратьям своим.

На устах моих дорогие имена праведников-святителей, мною почитаемых и лично мне известных, и они воодушевляют меня на работы по этим каталогам, а главное - в "Симфонии архиереологии", которая вмещает в особой обширной картотеке ценнейший материал из жизни архиереев не только русских, но и с древнейших времен Церкви Христовой. Обработка и оформление этого материала намечена, если Господу Богу угодно будет продлить мне жизнь, в 1957 году, по окончании "Каталогов Русских архиереев за 60 лет (1897-1957 г.)".

Небесные покровители книгохранилищ своих - Александр Иерусалимский (жил в III веке, память его 12/XII), святитель Макарий, митрополит Московский (†1564 г.) и многие другие да помогут мне уразуметь волю Божию в книголюбии, книгомудрости, книготолковании.

И кто же еще, кроме небесного моего покровителя - "книголюбца" святителя Димитрия Ростовского, является моим вдохновителем и помощником в моих работах? - Книги и связующая меня с ними великая Божия благодатная сила - внутренняя собранность, целеустремленность и способность вживаться в прошлую жизнь окружающих меня исследуемых святителей.

В такие моменты духовного озарения я невольно познаю судьбы Церкви Российской в ее прошлом и, на основании настоящего, в будущем".

Весь 1956 год прошел в трудах по составлению "Каталога Русских Православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг." Этот труд святитель в первых числах марта лично вручил Святейшему Патриарху Алексию.

Патриарх удивился громадной работе и, улыбаясь, спросил святителя:

Все ли русские архиереи включены в каталог?

По возможности все, - ответил владыка, - но заграничные архиереи мне неуловимы, может быть, в их списках имеются пропуски.

Я буду хлопотать,- сказал Святейший,- чтобы вам дали магистра.

Осенью 1957 года святитель приступил к расширенной разработке "Каталога". Работа эта настолько увлекала владыку, что он не знал отдыха ни днем ни ночью. Да и помощникам своим он не давал отдыха. Рано, в 8 часов утра, начиналась работа и оканчивалась не ранее полуночи, а иногда и после. И так изо дня в день, кроме праздников, когда время посвящалось молитве в церкви.

К лету 1958 года была завершена обработка "Каталога", и началась его перепечатка в шести книгах. К концу того же года работа была представлена в Совет Московской духовной академии (МДА) на соискание ученой степени кандидата богословия. В феврале 1959 года святитель вручил Патриарху "Каталог" и "Альбом русских архиереев". 12 марта 1960 года Святейший патриарх Алексий утвердил постановление Совета МДА о присвоении архиепископу Мануилу ученой степени кандидата богословия.

В первые годы пребывания на покое (с 1965 года) святитель основной свой досуг посвятил разработке магистерской диссертации на тему "Русские Православные иерархи периода 1893-1965 гг.", а также продолжил начатую ранее работу по сбору биографических сведений о русских архиереях периода от Крещения Руси. Весь собранный митрополитом Мануилом материал о русских иерархах периода от Крещения Руси до 1892 года, уже после кончины святителя был обработан его ближайшим помощником епископом Иоанном (Снычевым, †1995), впоследствии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

К концу 1966 года святитель закончил свой труд и в начале 1967 года подал его в Совет МДА на соискание степени магистра богословия. Совет академии принял работу маститого иерарха и назначил рецензентов - профессоров: И. Н. Шабатина и В. И. Талызина и архиепископа Минского и Белорусского Антония (Мельникова; † 1986). Ввиду кончины профессора Талызина В. И. († 1967) рецензентом был назначен доцент МДА Нелюбов Б. А. Все рецензенты предоставили свои положительные отзывы в Совет академии. К сожалению, владыка не дожил до присвоения ему ученой степени. 12 августа 1968 года маститый иерарх скончался в Куйбышеве и был погребен в притворе Покровского кафедрального собора.

Каталог митрополита Мануила издается впервые. Первая часть каталога, которая охватывает период с 992 по 1892 гг. существовала только в рукописи (машинопись), подготовленной в нескольких экземплярах в Куйбышеве в 1971 г. Вторая часть каталога (1893-1965 гг.) издавалась в Эрлангене (Германия) в 1979-1988 гг. в шести частях. Указанное издание представляет собой копию рукописи митрополита Мануила, с сохранением всех использованных в тексте многочисленных сокращений и без учета необходимых дополнений и уточнений на основе последних данных.

В издаваемом нами каталоге помещены все архиереи Русской Православной Церкви получившие епископское посвящение как от русских епископов, так и от архиереев иных поместных православных Церквей, но являвшихся клириками Русской Православной Церкви, хоть и краткое время. Наименования титула в заглавии статьи приводиться в соответствии с последней занимаемой кафедрой.

первый: с 992 по 1892 гг.;

второй: с 1893 по 1965 гг.

Первый период включает всех архиереев, которые почили до или в 1892 году, т. е. разделение на периоды определяется датой смерти.

В заглавиях статей о причисленных к лику святых архиереев указаны дни их церковной памяти и дата кончины, если она известна.

Имена светских и государственных деятелей приводятся в современной орфографии за исключением тех исторических деятелей, за которыми традиционно закрепились архаические формы имен. Например: Анна Иоанновна, Федор Иоаннович.

Все даты до 1918 года приводятся по юлианскому календарю. Дни церковной памяти архиереев, причисленных к лику святых сверены с общепринятыми, приведенными в календаре Московской Патриархии и приводятся с двойной датировкой.

Особенностью каталога является приведение после каждой статьи списка трудов (если имеются таковые) и обширной библиографии. При этом был сохранен авторский порядок размещения трудов и литературы, а также внесены необходимые уточнения и исправления в соответствии с существующими нормами библиографического описания.

Некоторые сокращения ссылок не позволяли однозначно интерпретировать издание. Это относится к тем литературным источникам, которые вообще не были найдены в каталогах библиотек, и к ссылкам, которые отвечали сразу нескольким книгам с близкими названиями. В этих случаях ссылки сохранялись в приведенном автором виде.

При подготовке текста к изданию основные биографические сведения были дополнены и выверены по следующим изданиям:

  • Митрополит Макарий (Булгаков)История Русской Православной Церкви: в 9 кн. - М., изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1997. Православная энциклопедия. М., Православная энциклопедия, 2000.
  • Русские писатели-богословы. Биобиблиографический указатель. / Сост. А. С. Чистякова, О. В. Курочкина, Н. С. Степанова.- 2-е изд. - М., 2001.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси: в 3 т. / Под. ред. Д. С. Лихачева. - Ленинград, издательство "Наука", 1987-1989.
  • Русский биографический словарь: в 20 т. - М., Терра-Книжный клуб, 1998-2001.

Митрополит Мануил (Виктор Викторович Лемешевский) – митрополит Куйбышевский и Сызранский. Он жил во времена гонений на русскую православную церковь со стороны советской власти. Более двадцати лет он провел в заключении. Ему пришлось пройти тюрьмы, Соловецкий лагерь, Мариинские лагеря, лагеря Канска, Потемкинские лагеря.

Свои личные переживания митрополит описывал в дневниках. Не так давно они были опубликованы. Как и в духовном завещании « », в «Беседе с Богом» митрополита Мануила призыв во всем видеть волю Бога, заботу о нас и любовь.

Что мы можем полезное сделать для своей души? Это не только молитвы и посещение церкви, но и чтение духовной литературы. Прочитав такие творения, как «От меня это было» и «Беседа с Богом», по-другому видится жизнь во всех ее проявлениях и становится понятным все происходящее в жизни человека.

Чтение духовных произведений приводит к обретению внутреннего спокойствия, равновесия, умиротворения. Мы привыкли насыщать тело едой, разум новой информацией, а о душе вспоминаем не часто. А некоторые и вообще не думают о том, что душа тоже нуждается в пище.

Такой пищей является чтение духовной литературы. Так мы насыщаем не только тело и разум, но и душу, которая нуждается в духовной пище.

Беседа с Богом. Избранные места из дневника митрополита Мануила Лемешевского

Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез - ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.

Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.

Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.

Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего - и они Мне дороги,потому что они теперь искренни и своевременны.
Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.
Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных.
Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.

Малодушный! Как ты не замечал в мрачные минуты, что рука Моя, водящая тебя, всегда укрепляла тебя; помощь Моя, хотя и в последнюю минуту (когда как будто неоткуда было ожидать ее), приходила к тебе. Ибо все это от Меня было. Ибо на мгновение гнев Мой, но на всю жизнь благоволение Мое. Ибо вечером водворится плач, а на утро радость (Пс. 29, 6).
Помни, что все эти переживания и настроения не должны быть тебе присущи, ибо ты идешь путем самоограничения и беспощадности к себе. Ты не должен допускать их до себя, вспоминая в такие тоскливые минуты о тех радостях, которыми Я вел тебя к новой жизни в годы твоего богоискательства.

Ободрись, усталый путник!
Положись на Мою заботливую руку о тебе!Ты видишь, что разными путями веду Я каждую душу христианскую ко спасению. И тебя тоже, даже в одиннадцатый час жизни твоей, веду Я особым путем.
Следуй за Мною.
Я хотел видеть тебя надежным человеком для Меня, каким ты был когда-то. Так не колеблясь следуй за Мною. Ты должен поэтому быть свят во всем, во всех своих поступках, во всех своих помыслах, чтобы не оскорблять Мою святыню.

Победи, - говорит в тебе внутренний голос. Победи все нехорошее в себе, - повторяет он. Так победи и докажи, что ты бесповоротно отошел от греха.
Будь человеком, не стыдящимся оказывать внимание маленьким, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывая снисхождение к их немощам.
Будь человеком, у которого всегда можно найти поддержку, поэтому в обращении с людьми не позволяй себе проявлять черствость и нечуткость, чем ты столькраты согрешал в прежние годы.

Ты одинок, но не забывай и помни всегда, что Я с тобою. Нелегко переживать чувство острой тоски и одиночества, но это неизбежный путь всех людей с обостренной интуицией и чувствительных к чужому горю.
Я хочу, чтобы ты уже сейчас начал оправдывать доверие, которое Я вложил в сердце твое.
Я имею право требовать от тебя всего этого, ибо Я слишком много дал тебе. Сколько предупреждений делал Я тебе об исправлении и покаянии!
Я жду от тебя ответа искреннего, согретого порывом души твоей. Что тебе сейчас остается?
Стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озер или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще замыкаться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину.

Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей. Заметь, какие они бывают… Когда работа идет точно, легко - мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие, прозрачные, текучие. Тебе надо только организовать их, ясно и точно обобщить. И надо много, много думать над ними, отбрасывая ненужные и чуждые из них.
Я хочу, чтобы, работая над ними, ты соделал в сердце своем сокровищницу для творения непрестанной Иисусовой молитвы.

Ты дорог Мне и потому, что ты возлюбил со всею ревностию Пречистую Матерь Мою и в простоте сердца своего обращаешься к Ней, как к Родимой Матушке.
Ты дорог Мне, и потому недреманное око Мое везде сопутствует тебе. Разве не замечал ты в жизни своей и среди окружающих тебя, искренне или лицемерно и лицеприятно заботящихся об облегчении твоей горькой участи и страданиях твоих, - разве не замечал ты заботы Моей о тебе?

Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелости каждого поступка и слова.
Я хочу, чтобы все знающие и окружающие тебя могли бы всегда сказать о тебе: вот человек, на которого во всем и везде можно положиться и которому можно довериться.
Я хочу, чтобы ты был чутким к окружающим, к горю и несчастию ближних своих.
Я хочу, чтобы ты всегда и больше давал, но не просил для себя.
Я хочу, чтобы ты укрепил в себе точность в работе, целеустремленность - как главный стимул modus vivendi.
Я хочу, чтобы у тебя мысли и дела не расходились.
К этому стремись, ибо Я хочу, чтобы ты был человеком с сильным характером, чтобы тебя никогда не покидала сила духа, исполнительность и способность отдавать всего себя тому делу, к которому ты призван и которое ты делаешь. Такой человек никогда не останавливается на половине, и это - основная черта его характера.

Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что все это от Меня было.

Избранные места из дневника митрополита Мануила Лемешевского можно .

Живите с Богом, накапливайте в себе .

__________________________________________________________________________________

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!


Сегодня в Самаре в сквере Ильинской площади состоялось освящение часовни-сени во имя иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». В архитектурную композицию часовни-сени входит так же памятник митрополитам Мануилу Лемешевскому и Иоанну Снычеву работы самарского скульптора Николая Куклева.
Памятник сооружен на частные средства. Руководителем инициативной группы по его установке является бывший самарский мэр Виктор Тархов. Именно поэтому сегодня он был главным действующим лицом и активно давал интервью


Сам памятник выглядит вполне достойно


Икона и сама часовня также красивы


К памятнику двум митрополитам уже наставили цветов


Каждый раз, когда в городе открывается новый памятник, это прекрасно, на мой взгляд, поскольку служит украшению Самары.
Но данный памятник - особый случай. Митрополит Мануил (в миру - Лемешевский Виктор Викторович; 1884-1968) является довольно спорной фигурой церковной истории. И я бы не касался этой темы, но памятник - гражданский объект, а не церковный. Посему как житель города, в котором он установлен, думаю, имею право высказать свое мнение на этот счет.
Дело в том, что про митрополита Мануила имеется информация о его активном сотрудничестве с органами ГПУ и помощи им в выявлении нелояльных советской власти священников и мирян, часть которых затем была физически уничтожена. В частности, об этом аспекте его деятельности рассказывал
член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, профессор-протоиерей Георгий Митрофанов: владыка Мануил «с конца 20-х годов являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. Это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он панически боялся снова оказаться в лагере. Этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. Деся тилетиями он жил в страшном внутреннем противоречии. Когда к нам обрати лись с запросом о его канонизации, и мы начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном — не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настоль ко тяжело, что ничего, кроме сострадания к нему, мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен» (цит. по " Роль епископа Мануила (Лемешевского) в разгроме обновленчества в Петрограде". Публ. Н. А. Кривошеевой и Т. И. Королевой, вступ. ст. и примеч. Н. А. Кривошеевой// Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. II:4 (33). С. 101-143). В приложении к данной работе опубликованы ряд заявлений и протоколов допроса митрополита Мануила. Основная часть его доносов пока засекречена. Но, как пишут авторы " Возможно, что сотрудничество с ОГПУ

началось не в конце 1927 г., как утверждают некоторые исследователи, а гораздо ранее, и по побуждению самого епископа".
В другом месте читаем о митрополите Мануиле:
"И сейчас неясно, каким образом в душе епископа Мануила соединялось пронесенное им через всю жизнь стремление сохранить для истории имена и судьбы русской иерархии с многократно повторенным предательством. Очень часто протоколы допросов тех страшных лет, написанные рукой полуграмотного следователя, говорят сами за себя. Они, зачастую, не являются показаниями подследственного, но сочинены следователем на основании информации, поступавшей из других источников; подпись же подследственного вырвана под пыткой. Совсем иное впечатление производят нескончаемые показания Владыки Мануила, написанные им собственноручно аккуратным мелким почерком. На многих страницах он сочиняет заказанное следователем обвинение в контрреволюции, в организации антисоветских группировок, имеющих своей целью подрывную террористическую деятельность, помощь фашистам в грядущей войне и т.п. Все это приписывается безупречным епископам, священникам-исповедникам, простым женщинам, "виновным" лишь в том, что в годы гонений не оставили своих духовников, но помогали им как-то выжить. Возникает ощущение, что епископ Мануил называет вообще всех, кого только может вспомнить, даже тех кто ему больше всего помогал, и возводит на них убийственную клевету. В своих показаниях он с гневом "разоблачает" - оклеветывает тех, кто отделился от митрополита Сергия (Страгородского) и одним своим существованием будто бы противоборствует ему. Но более или менее скоро оказываясь на свободе, Владыка Мануил разыскивает "непоминающих" (отколовшихся от митрополита Сергия), устанавливает с ними контакты и тайно рукополагает им священников. Затем при новом аресте он не только выдает всех, но и "сочиняет" им обвинение. Многие из оклеветанных им людей были расстреляны или умерли в лагерях. некоторые остались живы, отсидев долгие годы в лагерях и ссылках и навсегда запомнив "тетю Маню", как называли епископа Мануила в своем подполье доверчивые оставшиеся еще на свободе исповедники.. Был ли епископ Мануил сознательным провокатором? Скорее всего - нет. Похоже, что выдав в очередной раз множество ни в чем неповинных людей и выйдя на свободу, он раскаивался и начинал "снова служить Церкви". Опытные психологи из НКВД никогда не считали его вполне своим и использовали как подсадную утку. Потом "брали" его, напоминали о его "обязательствах", принятых на себя в 1928г., и он, как провинившийся мальчик, снова "отрабатывал" их. Это многократно повторившаяся схема, показания, соединившие в себе графомана и архивиста, вся жизнь его, сотканная из попыток быть епископом-исповедником и доносов клеветника, производит впечатление глубочайшей духовной патологии, если не шизофрении.

Последний допрос Владыки Мануила заканчивается обещанием-заверением до конца жизни без каких-либо колебаний служить НКВД и выполнять свои обязанности тайного агента, воспринятые им еще в 1928г. "Мы вам больше не верим", - услышал он в ответ от следователя и получил свои последние десять лет ИТЛ. В 1949г. 65-летний сотрудник НКВД уже не нужен".
На форуме Андрея Кураева о митрополите Мануиле также есть немало интересного. Например один из форумчан пишет: "
Сейчас сдам одного священника. У нас был преподаватель. Он занимает и тогда уже занимал должность секретаря синодальной комиссии по канонизации святых. Имя особо интересующимся будет нетрудно вычислить.

Он рассказал такую историю. Митрополита Иоанна (Снычева) постоянно подводили к канонизации митрополита Мануила. Формально, он подпадает под определение "исповедника". Но митрополит Иоанн, к всеобщему удивлению, как-то странно себя вел. Спускал на тормозах. Не давал делу хода. "Подождем", - говорил. И вот ждали, ждали....

Митрополит Иоанн умер и пришло время другим начинать как-то продвигать вопрос о канонизации владыки Мануила. Сделали запрос в гос. архивы, чтобы подняли его старое дело. И надо же случиться такому, что вместо дела заключенного Лемешевского, неопытный сотрудник выдал дело чекиста Лемешевского.

Такого случиться не могло в принципе. Любые архивы рано или поздно рассекречиваются, но внутренние архивы органов гос. безопасности закрыты всегда. Доступа к ним нет. И вот - такой промах. Дело из внутреннего архива на собственного сотрудника передали синодалам.

Ошибку быстро вычислили и дело отобрали. Но к тому времени все, от кого эта канонизация зависела, успели с ним ознакомиться. Факты потрясли.

Вопрос о канонизации был снят. Стали понятны и медлительность митрополита Иоанна, и не случайная оплошность сотрудника..."
Например, в числе жертв доносов Мануила Лемешевского называют имя священномученика Сергия Мечева, расстрелянного в январе 1942 года. Именно во многом благодаря открывшейся информации стала невозможна канонизация владыки Мануила - доносчик, посылавший на погибель православных ради того, чтобы остаться самому на свободе, оказался недостоин быть причислен к сонму святых по мнению компетентной комиссии. Но зато, вот парадокс, он оказался достоин памятника.
Хотя я допускаю ничтожную возможность того, что доносы и прочий "компромат" сфальсифицировали на Лубянке. Тем более, пока все документы того времени не преданы гласности и не исследованы, памятники ставить рано. Все это относится и к митрополиту Иоанну. Мы не знаем, был ли он осведомителем КГБ, писал ли доносы. И какой может быть памятник, пока нет ответа на этот важнейший вопрос. Памятник, на мой взгляд, можно ставить лишь после раскрытия всей информации из архивов КГБ о предательской деятельности священнослужителей. Только полное предание гласности подобной информации способно либо отмыть добрые имена от наветов, либо убедиться в предательстве Веры ради собственного сиюминутного блага. И только после этого возможно ставить памятники достойным. А сегодняшний памятник по изложенным мотивам считаю преждевременно установленным исключительно ради личного пиара отдельных современных городских деятелей.

 
Статьи по теме:
Штраф за превышенный лимит
Касса - средства компании или ее отдела, который производил операции с наличными деньгами. Сюда же можно отнести комнату, где находятся такие подразделения. Но даже это не все. Под термином «касса» скрывается отдел бухучета, который применяется при отраж
Жестуно - язык людей с нарушениями слуха
Целевая аудитория: курс для широкого круга лиц, желающих изучить РЖЯ «с нуля». Объём курса: 72 часов. Назначение: для саморазвития и начальной практики общения с глухими. Курс «Русский жестовый язык. Начала». 80 часов Целевая аудитория: курс для педагогич
Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках Надвратный храм иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в Средних Садовниках
Построен: 1682 Адрес храма: 113035, Москва, Софийская наб., 32 (м. «Третьяковская», «Китай-город»). Телефон храма: (495) 953-64-77 История: Церковь сооружена около 1682 г. на месте деревянного храма, известного с 1493 г. на территории поселения выходц
Гамбургский счет - идиоматическое выражение Что значит фраза по гамбургскому счету
. «Гамбургский счёт» представлял собой действительное соотношение силы и мастерства цирковых борцов, тогда как на арене цирка победитель схватки определялся по договорённости заранее: Гамбургский счёт - чрезвычайно важное понятие. Все борцы, когда борют