Сообщение на тему население и культура франции. Культура франции. Народное искусство средневековой Франции

Франция являлась культурным центром в различные периоды своей истории.

В области моды, например, она до сих пор сохраняет лидерство. Но гораздо важнее осознавать, что эта страна дала миру великих математиков, философов, писателей, художников, композиторов... Рамки одной статьи просто не могут вместить тот объём культурной деятельности французов, который существует на сегодняшний день с учётом прошлых столетий. Приходится из главного выбирать самое главное, а это всегда несколько субъективно...
Итак, Французская Республика .

Государственно-политическое устройство

Столица – Париж.
Крупнейшие города – Париж, Марсель, Лион, Тулуза, Бордо, Лилль.
Форма правления – президентско-парламентская.
Глава государства – президент, избираемый на 5 лет.
Глава правительства – премьер-министр.
Административно-территориальное деление – коммуны, департаменты, регионы с выборными органами. Всего 27 регионов, из которых 22 находятся на европейском континенте, один (Корсика) - на острове Корсика, а ещё пять - заморские.
В состав Французской Республики входят 5 заморских департаментов: Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта. 5 заморских территорий: Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен. 3 территории, имеющие особый статус: Новая Каледония, Клипертон, Французские Южные и Антарктические территории.
Население - 65,4 млн. человек. На континентальной территории проживает 62,8 млн. человек. Около 90 % населения составляют этнические французы.
Официальный язык – французский.
Территория - 674 685 км² (с заморскими регионами)/547 030 км² (европейская часть).
Валюта – евро.
Религия - светская страна, свобода совести предусмотрена конституционным правом. 51 % французов считают себя католиками.

Экономика – высокоразвитая. Индустриально-аграрная страна. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности - машиностроение, в том числе автомобилестроение , электротехническое и электронное (телевизоры, стиральные машины и другое), авиационное, судостроение (танкеры, морские паромы) и станкостроение. Один из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции (в том числе каустической соды, синтетического каучука, пластмасс, минеральных удобрений, фармацевтических товаров и другого), чёрных и цветных (алюминий, свинец и цинк) металлов. Большой известностью на мировом рынке пользуются французская одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, коньяки, сыры.
Сельское хозяйство - занимает одно из ведущих мест в мире по поголовью крупного рогатого скота, свиней, птицы и производству молока, яиц, мяса. Более половины хозяйств существуют на земле собственников. По производству вина с Францией конкурирует только Италия. В каждой провинции выращиваются свои сорта винограда и производятся свои сорта вин. Преобладают сухие вина. Такие вина обычно называют по сорту винограда - Шардоне, Совиньон Блан, Каберне Совиньон и т. д.
Климат - на европейской территории Франции умеренно морской, переходящий на востоке в умеренно-континентальный, а на южном побережье в субтропический.

Государственные символы

Флаг - французский триколор из трёх вертикальных полос - синей, белой и красной. В нём переданы идеи Французской революции - свобода, равенство и братство. Своим возникновением эта комбинация цветов обязана маркизу де Лафайету.
Красный и синий издавна считались цветами Парижа, а белый был цветом французский монархии. Впервые появился в 1790 г.


Герб - современный герб Франции представляет собой ликторский пучок с топором и с лавровой и дубовой ветвями.
Многочисленные революции и реставрации постоянно меняли гербы и флаги.

Народным символом у французов всегда был петух, часто называемый галльским. Другой известный французский символ -фригийский колпак , известный ещё со времен Древнего Рима.

Обозначающий свободу, он получил широкое распространение во времена Великой французской революции. Фригийский колпак - мягкий закругленный колпак красного цвета со свисающим вперёд верхом. Называется в честь Фригии - области в центре Малой Азии. Известен как символ свободы или революции.

Достопримечательности Франции

Символом Франции является Эйфелева башня . Вот о ней – первый наш рассказ.

Происхождение её весьма прозаично: башню строили в качестве входной арки парижской Всемирной выставки 1889 г . Через 20 лет после выставки башню планировалось снести. Но там были установлены радиоантенны – это спасло башню.
В процессе подготовки ко Всемирной выставке был объявлен конкурс архитектурных и инженерных проектов, определяющих её архитектурный облик, в котором победил проект инженера Г. Эйфеля . Завоевав первую премию конкурса, Эйфель воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!» Строительные работы в течение двух лет выполняли 300 рабочих.

Но творческая интеллигенция Парижа и Франции была возмущена дерзким проектом Эйфеля, она негодовала и требовала прекратить постройку башни. Опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города и нарушать неповторимый стиль столицы. В 1887 г. 300 писателей и художников (среди них Дюма-сын, Мопассан, композитор Гуно) направили протест в адрес муниципалитета: «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающейся над городом, как чернильная клякса».
Высота башни вместе с новой антенной составляет 324 метра. На протяжении более 40 лет Эйфелева башня была высочайшим сооружением в мире, пока в 1930 г. её не превзошёл небоскрёб Крайслер Билдинг в Нью-Йорке.
Вес металлической конструкции - 7 300 тонн (полный вес 10 100 тонн). Фундамент выведен из бетонных массивов. Колебания башни во время бурь не превышают 15 см. На башню ведут лестницы (1792 ступени) и лифты.

Мон-Сен-Мишель (гора Архангела Михаила)

Небольшой скалистый остров, превращённый в остров-крепость, на северо-западном побережье Франции. Обитаемый. Город на острове существует с 709 г. В настоящее время насчитывает несколько десятков жителей. С 1879 г. остров связан дамбой с материком. Природно-исторический комплекс является одним из наиболее известных мест для посещения, а с 1979 г. был причислен ЮНЕСКО ко Всемирному наследию человечества.
Остров привлекает туристов всего мира живописным расположением аббатства и окружающего его поселка на скале, наличие памятников истории и архитектуры, а также уникальные для Европы приливы и отливы.

Один из крупнейших, старейших и универсальных музеев мира . Основан в 1793 г . Расположен в здании старинного королевского дворца. Пополнялся за счет королевских коллекций, даров, конфискаций, в качестве военных трофеев наполеоновской армии и т.д.
Самые знаменитые полотна – «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Брак в Кане галилейской» П. Веронезе, «Христос на кресте» Эль Греко, «Прекрасная садовница» Рафаэля и др.

Самые известные скульптуры музея - Венера Милосская и Ника Самофракийская .

Дворцово-парковый ансамбль , бывшая резиденция французских королей в городе Версаль (ныне пригород Парижа); центр туризма мирового значения. Сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 г. и стал памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы - Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка - Андре Ленотр.

Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе , отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII в. Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется. С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Например, в 1919 г. был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало Версальской системе - политической системе послевоенных международных отношений.
Пётр I во время своего визита во Францию в мае 1717 г. изучал устройство дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом.
Кроме Версаля и Мон-Сен-Мишеля, ещё 32 объекта Франции входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Расскажем только о трёх из них.

Дворец эпохи Ренессанса, вокруг которого со временем сформировался город Фонтенбло. Здесь жили многие правители Франции, начиная с Людовика VII и заканчивая Наполеоном III. Три монарха родились во дворце - Филипп IV Красивый, Генрих III Валуа и Людовик XIII. Это была первая в Европе королевская резиденция, лишённая какой-либо оборонительной функции. Король пригласил для строительства и украшения дворца мастеров итальянского маньеризма: Приматиччо и Бенвенуто Челлини. Именно отсюда мода на маньеризм распространилась по Европе. Маньери́зм - западноевропейский литературно-художественный стиль XVI - первой трети XVII в. Претенциозное начало в искусстве, когда утрачена ренессансная гармония между телесным и духовным, природой и человеком.

Построен в XIII в. Является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Начиная с периода Средневековья и до XIX в. собор был местом коронации практически всех французских монархов.
Собор Нотр-Дам посвящен Мадонне. Высота башен - 80 метров . Он является самым гармоничным из всех готических соборов Франции, несмотря на то, что его башни не завершены. Многие цветные витражи утрачены еще в XVIII в. Общая схема композиции западного фасада схожа с композицией собора Парижской Богоматери, но отличается более вытянутыми пропорциями - доминированием композиционной вертикали, заострением вимпергов и пинаклей.
Витраж с изображением Святого Сикста в соборе Реймса

Канал длиной 240 км на юге Франции. Соединяет Тулузу со средиземноморским городом Сет. В Тулузе смыкается с Гароннским каналом, который ведёт к Бискайскому заливу.
Вдохновителем строительства, руководителем работ был Поль Рике, который оплатил создание трети длины канала. Канал был прорыт при Людовике XIV, его строительство началось в 1666 г., а торжественное открытие состоялось в 1681 г.
Ныне на канале действует 91шлюз, поднимающий и опускающий суда на 190 м.

Другие достопримечательности Франции

Триумфальная арка (Париж)

Монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806-1836 гг. архитектором Жаном Шальгреном по распоряжению Наполеона в ознаменование побед его Великой армии.
Выполнена в античном стиле. Её размеры: высота 49,51 м, ширина 44,82 м, высота свода 29,19 м. В углах над арочным проёмом расположены барельефы работы скульптора Жана Жака Прадье с изображением крылатых дев, трубящих в фанфары, - аллегорий славы. Арка украшена четырьмя скульптурными группами. Арку окружают 100 гранитных тумб (в честь «ста дней» правления Наполеона), соединённых между собой чугунными цепями. Внутри арки находится небольшой музей, посвящённый истории её строительства и церемониям, проходившим под ней.

Диснейленд (Париж)

Комплекс парков развлечений компании «Уолт Дисней» в 32 км восточнее Парижа. Площадь парка составляет около 1943 га. В среднем за год парижский Диснейленд посещают 12,5 млн. человек.

Лабиринт Алисы в Стране фантазий
Парк открылся в 1992 г. На территории Диснейленда находятся два тематических парка, увеселительный парк, поле для гольфа, а также отели и деловой и жилой кварталы.

Христианский собор в центре Парижа. Строился с 1163 по 1345 гг. Высота собора - 35 м , длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг. В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: присутствуют отголоски романского стиля Нормандии и использованы архитектурные достижения готического стиля , которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Строительство началось в 1163 г., при Людовике VII Французском. Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Но в строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245г., а весь собор - в 1345 г.
Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 г. В настоящее время орган имеет 111 регистров и около 8000 труб. Это самый большой по числу регистров орган.

Один из замков Луары (За́мки Луа́ры – архитектурные сооружения, расположенные в долине реки Луары во Франции). Был построен по приказу Франциска I, который хотел быть ближе к любимой даме - графине Тури, жившей неподалёку. Строился между 1519 и 1547 годами. Это один из самых узнаваемых замков, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Имя архитектора неизвестно, но исследования доказывают участие в проекте Леонардо да Винчи , бывшего в то время архитектором при дворе короля Франциска I, но умершего за несколько месяцев до начала строительства. Двойная, двухзаходная винтовая лестница в самом центре замка хорошо передаёт творческий стиль Леонардо да Винчи. Замок построен по образцу укреплённых замков Средневековья.

Музей изобразительных и прикладных искусств, одно из крупнейших в мире собраний европейской живописи и скульптуры периода 1850-1910 г.г. Основу коллекции составляют работы импрессионистов и постимпрессионистов. Коллекция богата также произведениями декоративного искусства в стиле ар-нуво (югендстиль, распространённый в конце XIX-начале XX в.), фотографиями и предметами архитектуры. Музей Орсе, таким образом, заполняет промежуток времени между коллекциями музея Лувра и Музея современного искусства Центра Жоржа Помпиду. Здесь проводятся спектакли и концерты, а также ежегодный фестиваль, посвященный происхождению кино.

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, в просторечии Центр Жоржа Помпиду. Культурный центр открыт с 1977 г ., создан по инициативе французского президента Жоржа Помпиду. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства и искусства XX века в различных его проявлениях: изобразительныe искусства, танец, музыка и пр.
Центр является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции после Лувра и Эйфелевой башни.

Большой дворец (Париж)

Величественное архитектурное сооружение в стиле боз-ар (эклектический стиль архитектуры), расположенное слева от Елисейских Полей. Из¬вестен как крупный культурный и выставочный центр. «Большой Дворец Изящных Искусств» был возведен в Париже в 1897 г., для Всемирной выставки, проходившей с 15 апреля по 12 ноября 1900 г.

Иль-де-Ре

Остров в Атлантическом океане. Находится у западного побережья Франции, в непосредственной близости от города Ла-Рошель. В 2006 г. на острове проживало около 17600 человек. Остров имеет размеры 30 км в длину и 5 км в ширину. Это популярное место во Франции для туристических поездок в течение летних месяцев. Остров соединен с материком мостом длиной 2926,5 м.

Цапли и белые цапли на болотах острова Ре

Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Это кладбище является местом паломничества для многих россиян , т.к. здесь похоронены более 15 тыс. русских, в основном эмигрантов: военных, представителей духовенства, писателей, художников, артистов, что даёт основание называть всё кладбище «русским». Среди известных людей, погребённых на этом кладбище, А. Бенуа - архитектор, художник, автор проектов православных церквей во Франции, в том числе храма Успения на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа; С. Булгаков - русский философ, теолог, экономист, священник Православной Церкви; И. Бунин – писатель, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (в 1933 г.). Похоронен с женой В. Муромцевой; А. Галич – драматург, поэт, бард; З. Гиппиус - поэтесса; Б. Зайцев – писатель; К. Коровин – художник; Д. Мережковский – поэт; А. Тарковский – кинорежиссёр и др.

Монмартр (Гора Мучеников)

130-метровый холм на севере Парижа и древнеримское поселение. В 1860 г. район стал частью города, дав название муниципальному округу.
Холм Монмартр - высочайшая точка Парижа. На вершине холма находится базилика Сакре-Кёр, одна из самых популярных достопримечательностей французской столицы. Взойти на Монмартр можно по знаменитым лестницам или с помощью фуникулёра.

В галло-римскую эпоху на холме возвышались два храма в честь богов Марс и Меркурий. Благодаря месторождению гипса, Монмартр стал одним из самых богатых районов в округе. В это время там были построены множество вилл и храмов. Позже каменоломни, где добывали гипс, послужили убежищем для первых христиан.
Примерно в 272 г. здесь были обезглавлены за проповедь христианства первый епископ Парижа св. Дионисий, пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Согласно легенде, после обезглавливания Дионисий взял отрубленную голову в руки, омыл её в источнике и прошёл примерно 6 километров. На месте, где он упал замертво, основали местечко Сен-Дени. В Средневековье Монмартр был местом паломничества верующих.
Сегодня Монмартр наравне с Лувром и Эйфелевой башней является излюбленной целью туристов. Толпы туристов осаждают главным образом Сакре-Кёр и площадь Тертр. Монмартр оккупирован художниками-портретистами, карикатуристами и графиками. За небольшую плату они предлагают многочисленным туристам за 15 минут нарисовать портрет или карикатуру, а также выставляют свои работы на продажу на площади Тертр.

(буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) – католический храм в Париже, построенный в 1876-1914 гг. по проекту архитектора П.Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке (130 м) города. Внутри базилика украшена цветными витражами и монументальной мозаикой на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним». С вершины Монмартра, куда ведет широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км.

Юго-восточное Средиземноморское побережье Франции, протянувшееся от города Тулон до границы с Италией. На Лазурном Берегу также расположено княжество Монако. Другое название - Французская Ривьера. Название придумал малоизвестный сейчас французский писатель и поэт Стефан Льежар.
Популярностью Лазурный Берег обязан приятному климату: мягкая тёплая зима и нежаркое лето. Лазурный Берег считается одним из лучших в мире мест для отдыха, что делает отели и недвижимость одними из самых дорогих в мире.

Ницца

В городе расположены многочисленные музеи. Наибольшей известностью пользуются следующие:
Музей археологии;
Музей естественной истории;
Музей изящных искусств;
Музей флота;
Национальный музей Библейского послания Марка Шагала. Открыт в 1972 г. Центром экспозиции музея являются семнадцать больших картин, написанных художником-авангардистом М. Шагалом под впечатлением от Ветхого Завета;
Музей Массена. В нём представлены около полутора тысяч творений XI-XIX веков: скульптуры, картины, посуда, оружие - всё то, что позволяет увидеть одну из важнейших сторон жизни и культуры того времени;
Музей Матисса;
Музей наивного искусства А. Жаковского.

Марсель

Марсель - второй по величине город во Франции и огромный порт с древнейшей историей. Он основан греками как Массалия в 600 г. до н. э., получивший название "ворота Востока". Туристы любуются маленькими улочками Старого города ("панье"), старым портом с фортами Св. Жана и Св. Николая (1660 г.), символом города - римско-византийской базиликой Нотр-Дам-де-ля-Гард (1853 г.) с позолоченной статуей Пречистой Девы высотой 10 м и бронзовым колоколом весом более 8 т., 17-этажным зданием «Сияющий город», построенным по проекту Ле Корбюзье.

Неотъемлемая часть Марселя - рынки и ярмарки. Марсельские пляжи удобны и чисты. Недалеко от Марселя находятся острова Фриул, на которых располагается старинный санитарный комплекс, а также знаменитый остров Иф с его замком-тюрьмой, известным по легенде о графе Монте-Кристо. С островов открывается прекрасная панорама на город и бухту.

Вначале сооружение было построено как форт для обороны Марселя от атак с моря. Строительство шло в 1524-1531 гг. по приказу короля Франциска I.
С конца XVI в. замок стал использоваться для изоляции и охраны особо опасных преступников. Именно с тех пор форт и получил название замка Иф. В темницах содержались гугеноты, политики, руководители Парижской коммуны, а также персоны, представлявшие опасность для Франции.
В 1830-х годах замок Иф официально перестал быть тюрьмой, но в 1871 г. здесь содержались руководители Парижской коммуны, а её руководитель Гастон Кремье расстрелян на острове Иф. В романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо» было описано многолетнее заточение главного героя Эдмона Дантеса в замке Иф. Популярность романа стала причиной популярности замка. В 1890 г. он открыт для посетителей и пользуется большой популярностью у туристов.

Бургундия

Историческая провинция Франции, перекресток дорог и цивилизаций северной и южной Европы, расположенный вокруг массива Морван в бассейне реки Сены, знаменитого своими озёрами и виноградниками. Это уникальный и благословенный край, славный золотыми деревеньками, старинными замками и церквями, кулинарными традициями и реками. Визитная карточка Бургундии - ее вина. Непрерывной полосой с севера на юг простираются знаменитые виноградники, центром виноделия считается древний Бон, до сих пор сохранивший влияние фламандской культуры, особенно в архитектуре.
Туристы обязательно посещают Музей вина или бургундские винные погреба "кавы" , а также близлежащие деревни, в каждой из которых своя архитектура и свой местный сорт вина.

Прованс

Это более 900 км пляжей и бухт от Лазурного берега до Камарга, тысячи километров горных склонов Альп всего в часе езды от пляжей, утопающие в виноградниках холмы, замки и оливковые рощи. Здесь можно найти много интересного: самые обширные области виноделия в Провансе - Кот-де-Прованс, Бандоль и Кот-дю-Рон, римские памятники Гланума, оливковые рощи (можно даже увидеть изготовление масла ручным способом), каньон реки Вердон, гончарные мастерские Мустье или Апта, Обань, где делают уникальные фарфоровые миниатюры, дворец-крепость Пап, маленькие деревеньки Люберона, римские амфитеатры в Арле и Ниме, грот недалеко от Экса, в котором укрывалась Мария Магдалена, грандиозную базилику в Санкт-Максим, виллы Везона или особняки XVII в. в Мирабо.

Нормандия

Славится красотой своих суровых побережий, тенистыми лесами и престижными курортами - Довиль, Дьепп, Ле-Тук, Кабур и др. Здесь сотни полей для игры в гольф, казино, ночных клубов, ипподромов и прочих спортивных сооружений, а у берегов швартуются целые флотилии яхт - это один из наиболее популярных центров яхтенного спорта Европы. Визитная карточка туристической Нормандии - гранитный остров со старинным аббатством Мон-Сен-Мишель на полпути между Нормандией и Бретанью. Самый большой нормандский город - старинный Руан . Достопримечательности города: собор Нотр-Дам (основан в XIII в., основные постройки XIII-XIV вв.), в котором была казнена Жанна д"Арк, в честь которой сейчас названа башня и установлен монумент, Университет, Дворец Юстиции, церкви Сен-Маклу (XV в.) и Сент-Уан.
В городке Вилледью-де-Поль находится одна из старейших в мире мастерских по литью колоколов , одновременно являющаяся и действующим музеем. В долине реки Орн множество термальных источников, на базе которых создано много небольших курортов.

Один из главных туристических центров страны – Реймс. Это один из первых центров христианства в стране (уже в начале V в. здесь строится первый собор) и место рождения королевства Франция. Именно здесь в 496 г. н. э. первый король франков Хлодвиг принимает христианство, и с тех пор здесь прошли миропомазание на трон двадцать пять королей Франции. Здесь находится и "главный собор Франции" - .

Культура и искусство Франции

Франция обладает огромным культурным наследием. Французский язык в течение многих веков был одним из основных международных языков, и в значительной мере сохраняет эту роль и по сей день. Длительные периоды своей истории Франция являлась основным культурным центром, распространяя свои достижения по всему миру. В Париже расположена штаб-квартира ЮНЕСКО - Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Архитектура

На территории Франции сохранились значительные памятники античной архитектуры, романского стиля, например, Базилика святого Сатурнина в Тулузе, самая большая романская церковь в Европе, и церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Средневековая французская архитектура в первую очередь известна своими готическими сооружениями. Готический стиль возник во Франции в середине XII века, первым готическим собором стала базилика Сен-Дени (1137-1144). Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса , во Франции осталось огромное количество памятников готического стиля, от часовен до огромных соборов. В XV в. наступил период «пламенеющей готики», от которой до нас дошли лишь отдельные образцы: башня Сен-Жакв Париже или один из порталов Руанского собора. В XVI в. во французской архитектуре наступает эпоха Возрождения , хорошо представленная замками в долине Луары - Шамбор, Шенонсо, Шеверни, Блуа, Азэ-лё-Ридо и другие, а также дворцом Фонтенбло .
XVII век - расцвет архитектуры барокко , характерной созданием больших дворцово-парковых ансамблей: Версаль и Люксембургский сад . На смену барокко в XVIII веке приходит классицизм . К этой эпохе относятся первые образцы городского планирования, с прямыми улицами и перспективами, организацией городского пространства, как, например, Елисейские поля в Париже .

Классицизм постепенно переходит в ампир , стиль первой трети XIX века, эталоном которого во Франции является арка на площади Каррузель. В 1850-1860-е годы была проведена полная перепланировка Парижа, в результате которой он принял современный вид, с бульварами, площадями и прямыми улицами. В 1887-1889 годах была возведена . В XX веке по всему миру распространяется модернизм , в архитектуре которого Франция уже не играла лидирующей роли, но здесь были созданы прекрасные образцы стиля, как, например, церковь в Роншане , построенная Ле Корбюзье, или построенный по специально разработанному плану деловой квартал Парижа Дефанс с Большой Аркой.

Изобразительное искусство

В XVII в. центром мирового искусства считалась Италия, но первым стилем живописи, возникшим во Франции, стал в XVIII в. стиль рококо , крупнейшими представителями которого были Антуан Ватто и Франсуа Буше . Во второй половине XVIII в. французская живопись через натюрморты Шардена и женские портреты Грёза пришла к классицизму , который доминировал до 1860-х годов. Основными представителями этого направления были Жак Луи Давид и Доминик Энгр .
Одновременно во Франции развивались общеевропейские художественные течения: романтизм (Теодор Жерико и Эжен Делакруа ), ориентализм (Жан-Леон Жером ), реалистический пейзаж «Барбизонской школы» (Жан-Франсуа Милле и Камиль Коро) , реализм (Гюстав Курбе , отчасти Оноре Домье ), символизм (Пьер Пюви де Шаванн, Гюстав Моро ). С именами Эдуарда Мане и Эдгара Дега связан прорыв во французском искусстве, а затем - импрессионисты : Огюст Ренуар, Клод Моне, Камиль Писсарро и Альфред Сислей , а также Гюстав Кайботт .

В это же время заявили о себе скульптор Огюст Роден и не примыкавший ни к каким течениям Одилон Редон . Поль Сезанн вскорости отошёл от импрессионистов и начал работать в стиле, позже названном постимпрессионизмом. К постимпрессионизму относят также творчество таких крупных художников, как Поль Гоген, Винсент ван Гог и Анри де Тулуз-Лотрек , а также постоянно возникавшие во Франции в конце XIX и начале XX века новые художественные течения, которые затем распространялись по всей Европе, оказывая влияние на другие художественны школы. Это пуантилизм (Жорж Сёра и Поль Синьяк ), группа наби (Пьер Боннар, Морис Дени, Эдуар Вюйяр ), фовизм (Анри Матисс, Андре Дерен, Рауль Дюфи ), кубизм (ранние произведения Пабло Пикассо, Жорж Брак ). Французское искусство откликнулось и на основные направления авангарда: экспрессионизм (Жорж Руо, Хаим Сутин ), стоящая особняком живопись Марка Шагала или сюрреалистические произведения Ива Танги . После немецкой оккупации во Вторую мировую войну Франция потеряла лидерство в мировом искусстве.

Литература

Самые ранние дошедшие до нас памятники литературы на старофранцузском языке датируются концом IX в., но расцвет французской средневековой литературы начинается в XII в. Наиболее выдающимся поэтом средневековой Франции был Франсуа Вийон .
Протороман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» обозначил во французской литературе водораздел между Средневековьем и эпохой Возрождения. Крупнейшим мастером прозы Возрождения не только во Франции, но и в общеевропейском масштабе выступил в своих «Опытах» Мишель Монтень . Европейскую славу снискали французские философы (Декарт, Паскаль, Ларошфуко ) и драматурги (Корнель, Расин и Мольер ), прозаики (Шарль Перро ) и поэты (Жан де Лафонтен ).
В эпоху Просвещения просветительская литература Франции продолжала диктовать литературные вкусы Европы: «Манон Леско», «Опасные связи», «Кандид. После Великой Французской революции приходит эпоха романтизма: Шатобриана, маркиз де Сад и мадам де Сталь. Идеологом французского романтизма выступил критик Сент-Бёв, а его самыми популярными произведениями остаются историко-приключенческие романы Александра Дюма , произведения В. Гюго.

Начиная с 1830-х годов во французской литературе всё заметнее становится реалистическое течение: Стендаль, Мериме . Крупнейшими фигурами французского реализма считаются Оноре де Бальзак («Человеческая комедия») и Гюстав Флобер («Мадам Бовари» ). Под влиянием «Мадам Бовари» сформировалась «школа Флобера», в целом определяемая как натурализм и представленная именами Золя, Мопассана, братьев Гонкур и сатирика Доде.
Параллельно с натурализмом развивается совершенно другое литературное направление: «искусства ради искусства» - парнасцы. К парнасцам примыкает первый из «проклятых поэтов», Шарль Бодлер - автор сборника «Цветы зла», сблизивший романтизм с символизмом Верлена, Рембо и Малларме.
В течение XX в. более 10 французских литераторов были удостоены Нобелевской премии, среди них Андре Жид, Анатоль Франс, Ромен Роллан, Франсуа Мориак, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр и др.

В поэзии начала XX в. экспериментировал Аполлинер . Доминирующим направлением авангарда стал сюрреализм (Кокто, Бретон, Арагон, Элюар ). В послевоенное время на смену сюрреализму пришёл экзистенциализм (повести Камю ). Крупнейшими явлениями эпохи постмодернизма стали «новый роман» (идеолог - Роб-Грийе) и группа языковых экспериментаторов УЛИПО (Раймон Кено, Жорж Перек).
Кроме авторов, писавших по-французски, во Франции работали крупнейшие представители других литератур: аргентинец Кортасар . После октябрьской революции Париж стал одним из центров русской эмиграции. Здесь в разное время работали такие значительные русские писатели и поэты, как Иван Бунин, Александр Куприн, Марина Цветаева, Константин Бальмонт .

Музыка

Французская музыка известна со времён Карла Великого, но композиторы мирового масштаба: Жан Батист Люлли, Луи Куперен, Жан Филипп Рамо - появились лишь в эпоху барокко. Расцвет французской классической музыки наступил в XIX веке. Эпоха романтизма представлена во Франции произведениями Гектора Берлиоза , в первую очередь его симфонической музыкой. В середине века пишут свои произведения известные композиторы Сен-Санс, Форе, Франк , а в конце XIX в. во Франции развивается новое направление классической музыки - импрессионизм: Клод Дебюсси и Морис Равель .

В XX веке классическая музыка Франции развивается в общем русле мировой музыки. Творчество Оливье Мессиана вообще невозможно отнести ни к какому направлению музыки. В 1970-е годы во Франции зародилась позже распространившаяся по всему миру техника «спектральной музыки» , в которой музыка пишется с учётом её спектра звука.
В 1920-х годах во Франции распространился джаз . Французская поп-музыка развивалась по другому пути, нежели англоязычная – шансон . В шансоне акцент может делаться как на слова песни, так и на музыку. В этом жанре необычайной популярности в середине XX в. достигли Эдит Пиаф, Шарль Азнавур . Многие шансонье сами писали стихи к песням: Жорж Брассенс, Жак Брель, Жильбер Беко , киноартисты Бурвиль и Ив Монтан . Во многих регионах Франции возрождается народная музыка. Как правило, фолк-группы исполняют композиции начала XX века, с использованием фортепиано и аккордеона.

Во второй половине XX в. во Франции получила распространение и обычная эстрадная музыка, исполнителями которой были Мирей Матье, Далида, Джо Дассен, Патрисия Каас, Милен Фармер, Лара Фабиан, Лемаршаль Грегори.

История Франции

Территория Франции была заселена с доисторических времен. В 486 г. Галлия была завоёвана франками под предводительством Хлодвига . Тем самым было установлено Франкское государство, а Хлодвиг стал первым королём династии Меровингов . При Карле Великом Франкское государство достигло наивысшего расцвета за всю историю и занимало большую часть территории нынешней Западной и Южной Европы. После смерти сына Карла Великого - Людовика Благочестивого - его империя была поделена на три части. В 843 г. по Верденскому договору было образовано Западно-Франкское королевство во главе с Карлом Лысым. Оно занимало приблизительно территорию современной Франции; в X в. страна стала называться Францией.
Впоследствии центральная власть существенно ослабла. В IX веке Франция регулярно подвергалась набегам викингов.
В 1337 г. началась Столетняя война с Англией , в которой сначала успех сопутствовал англичанам, сумевшим захватить существенную часть территории Франции, но в конце концов, особенно после появления Жанны д"Арк , в войне наступил перелом, и в 1453 г. англичане капитулировали.

Жа́нна д"Арк - национальная героиня Франции, одна из главнокомандующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам и сожжена на костре как колдунья. Впоследствии была реабилитирована и канонизирована - причислена католической церковью к лику святых.
К периоду правления Людовика XI (1461-1483) фактически феодальная раздробленность была прекращена, и Франция превратилась в абсолютную монархию .
В конце XVI в. во Франции получил распространение протестантизм кальвинистского толка (протестанты во Франции назывались гугенотами). Это вызвало религиозные войны между католиками и протестантами, пиком которых в 1572 г. стала Варфоломеевская ночь в Париже - массовое убийство протестантов. В 1589 г. Генрих IV стал основателем новой династии Бурбонов.
С 1618 по 1648 г. Франция участвовала в Тридцатилетней войне . С 1624 г. до своей смерти в 1642 г. страной фактически управлял министр короля Людовика XIII, кардинал Ришелье . Он возобновил войны с протестантами и сумел нанести им военное поражение и разрушить их государственные структуры.
В 1789 г. произошла Великая французская революция , в результате которой был уничтожен Старый порядок и Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Девиз: Свобода, равенство, братство.

1799-1814 - правление Наполеона : в 1804 г. он провозглашён императором; Первая империя. В 1800-1812 гг. Наполеон путём завоевательных походов создал всеевропейскую империю, а в Италии, Испании и других странах правили его родственники или ставленники. После поражения в России в Отечественной войне 1812 г. и очередном объединении антинаполеоновской коалиции держава Наполеона распалась.
1814-1830 – период Реставрации , базировавшийся на дуалистической монархии Людовика XVIII и Карла X.
1852-1870 – Вторая империя (правление Наполеона III).
1871 – Парижская Коммуна – волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Во главе Парижской коммуны стояли объединённые в коалицию социалисты и анархисты.
В Первой мировой войне Франция участвовала в составе Антанты.

В 1958 г. президентом Республики был избран , Генерал Освобождения, герой Первой и Второй мировых войн. Внешняя политика при президенте Де Голле отличалась стремлением к независимости и к «восстановлению величия Франции».
К 1960 г. в обстановке распада колониальной системы большая часть французских колоний в Африке завоевала независимость. В 1962 г. после кровопролитной войны обрёл независимость Алжир. Профранцузские алжирцы переселились во Францию, где составили стремительно растущее мусульманское меньшинство. В целом, послевоенное развитие Франции характеризовалось форсированным развитием промышленности и сельского хозяйства, поощрением национального капитала, экономической и социально-культурной экспансией в бывшие африканские и азиатские колонии, активной интеграцией в рамках Евросоюза, развитием науки и культуры, усилением мер социальной поддержки, противодействием «американизации» культуры.
В настоящее время избран 24-ый президент Франции.

Франция: культура, кухня, обычаи, традиции, религия и население.

Культура Франции особенная в первую очередь тем, что у французов ценным является только то, что их национальное. Это в первую очередь архитектура: замки средневековья, храмы и соборы, и множество иного. Что касается живописного искусства Франции, то можно смело сказать, что их импрессионизм поменял взгляды на живопись всего мира.

Население и культура Франции играет важную роль в благополучии страны. Ведь если жители государства получают духовное и моральное обогащение страна процветает. Культура Франции очень богата и многогранна. За свою длинную историю, эта страна подарила миру огромное количество выдающихся писателей, художников, музыкантов и архитекторов. Население Франции составляет близко 66 000 000 человек и все они чтят свои национальные традиции, которые представленные разнообразными праздниками и фестивалями. Эта страна может похвастаться множеством древних замков, интереснейших музеев и галерей, а так же грандиозной архитектурой. Сердцем культуры Франции является его столица, но достопримечательностями владеет не только Париж, а целая страна.

Мода Франции всегда была наделена шармом и стилем. Французские женщины могут напялить на себя что попало и сделать из этого индивидуальный привлекательный образ.

Наверное, это у них в крови с рождения и по этому, моду нельзя не отнести к культуре Франции.

Франция - государство свободных взглядов и раскрепощенности . Почти у половины французов был половой акт с участием нескольких людей, почти 30 процентов пар обмениваются партнерами... Пляжи для нудистов так же имеют популярность. Наибольший нудистский пляж расположен именно здесь, на Лазурном берегу. Но как бы вульгарно это все не звучало, культурные рамки тут на месте.

Подведем итог: культура и население Франции очень богато и многогранно. Это и величественная архитектура, и прекрасная живопись, замки, музеи и храмы, а так же собственные уникальные взгляды на манеры поведения, секс, стиль в одежде, фильмы и юмор...

Показаны записи 1-3 из 3 .

Кухня Франции.

Наверное, нет на свете человека, который не слышал бы о кухне Франции. Это в самом деле одна из самых высокопрофессиональных, утонченных, ярких гастрономических традиций не только Европы, но и всего мира. Она настолько давно завоевала пальму первенства в мире, что сегодня почти в каждой национальной кухне можно встретить блюдо французского похождения, либо же продукты, которые названы французскими словами. Но важно знать один нюанс. Мы привыкли ассоциировать французские блюда как нечто сверх изысканное, с многочисленными редкими ингредиентами, которыми особо-то и не наешься, но получишь высшее удовольствие вдыхая запах и наслаждаясь внешним видом. На самом деле, кухня Франции условно делится на два вида: аристократическую и народную. Первая начала свою историю только со времен королевской…

Религия Франции.

Франция на протяжении веков была активным католическим государством, католицизм был государственной религией, а с иноверцами, как с гугенотами (протестантами) кроваво расправлялись. Папский престол постоянно ориентировался на французских королей как на самых могущественных католиков в мире, инициировав вместе крестовые походы. Более того, XIV век вошел в историю как время так называемого Авиньонского плена пап, когда наследники Святого Петра седели не в Риме, а во французском Авиньоне. Но эти времена и события канули в лету, и сегодня Франция - светское государство, где религия четко отделена от политики. Свобода веры считается непоколебимым конституционным правом, хотя, в то же время, некоторые религиозные организации на государственном уровне признаны культами.Итак, самой многочисленной…

Обычаи и традиции Франции.

Традиции, наверное, являются одним из самых важных моментов в жизни французов. Точно так, как невозможно жить, не придерживаясь этикета, моды и стиля, хорошей кухни, так им сложно представить свой день без придерживания обычаев. на самом деле, современные традиции Франции очень сильно перемешались с обычаями тех народов, которые приезжают к ним жить. Таким образом, в классическую европейскую систему традиций и обычаев, большая часть которых базировалась на католических канонах, влились традиции мусульман, в большей степени - с Северной Африки. Обращаясь к классическим устоям французской жизни, заметим, что для них очень важно, чтобы жизнь проходила обязательно "комильфо" (то есть делать все так, как положено). К примеру, не мало времени без угрызений совести тратится на утренний туалет и приготовления…

С чем у вас ассоциируется Франция прежде всего? Круассаны, багеты, лягушачьи лапки, вино, Эйфелева башня, береты, аккордеон… Что ж, пора пополнить этот список или вообще переписать его.

Ну, не буду рассказывать и так всем очевидное, что французы очень приветливы, вежливы и дружелюбны. Легко завязывают разговор на улице. Если видят, что нужна помощь, не задумываясь, помогают. Или про то, что по умолчанию все всегда здороваются и улыбаются в магазинах.

Расскажу о том, что удалось подметить нам, тесно общаясь со многими жителями этой сказочной страны и имея возможность наблюдать их быт, пока наше проходило во Франции.

Особенности культуры Франции, как нам показалось, проявляются, например, в любви ее жителей к старинным вещам, начиная от мелочей и заканчивая старыми домами.

Нам посчастливилось пожить несколько дней у друзей в удивительном доме-музее, где весь интерьер гармонично оформлен под старину. Очень хотелось надеть длинное платье и плавать по такому дому, воображая себя в веке эдак 19.

Как нам рассказали, во Франции, даже если хотят построить новый дом, сносят все, кроме внешних стен, чтобы не нарушать целостности архитектурного ансамбля улицы. А бывает и так, что внешне домик выглядит очень мило, потому что явно старинный, но внутри все очень простенько и бывает даже, что уже давно без ремонта, хотя бывает и наоборот — внутри так же мило, как и снаружи. И именно благодаря такому стремлению французов сохранить все старинное, бывает, что встречаются целые игрушечные города с необыкновенно красивыми улочками, за что мои эстетические чувства очень благодарны этой нации.

На улицах Франции встречаются и такие старые домики

Несколько раз так получалось, что мы въезжали в небольшие французские городки вечером часов в 9-10, и было ощущение, что город просто пуст. На улицах почти никого нет, а из-за того, что во всех домах закрыты ставни, нет привычного свечения из окон и, кажется, что никого нет или все уже давно спят. Необычное ощущение.

Во Франции, как мы поняли, очень популярно все, что самобытно. Поделки хенд-мейд (украшения, сумки, шарфы и т.д.) пользуются хорошим спросом, и людям удается неплохо на этом зарабатывать.

Не знаю, можно ли это отнести к особенности населения Франции, но мы заметили, что французы довольно большое значение придают еде. Почти всегда и у всех вызывает неподдельный интерес, чем вы сегодня обедали, а что было на ужин? И готовят, они, конечно, превосходно! Мы гостили в нескольких французских семьях, и каждый прием пищи был почти королевским. При этом мы всегда забывали, что наедаться до отвала не следует, ведь в конце по традиции в качестве десерта будет сыр, и не один!

Сыров во Франции великое множество. Я даже возьму на себя смелость утверждать, что это некоторые особенности культуры Франции. По непроверенным данным их более 300 видов. И это не просто желтые полутвердые сыры, как у нас, они разного цвета, разной консистенции, разного запаха, возраста и несомненно – вкуса! Некоторые из сыров такие твердые, что их тоненько нарезают специальным приспособлением, некоторые настолько жидкие, что, открыв пачку, их можно есть только ложкой. Про сыры можно вообще отдельную статью написать, но лучше всего их просто пробовать. Пишу, и прямо аж слюнки потекли. И вот теперь я могу уже с уверенностью сказать: нет, французы не лягушатники! Это сыроеды, сыроманы, сырофанаты!

Ну, и хлеб – это тоже отдельная песня. Его едят много и разновидностей его также немерено. Только он весь преимущественно белый, и съедают его в основном свежим, а если ему удалось задержаться в хлебнице на пару-тройку дней, то перед тем, как быть поданным к столу, его разогревают в духовке. На улице очень часто можно наблюдать такую милую картину: француза, жующего только что купленный багет.

Ну, а про то, что французы очень любят сидеть в кафе на улицах и так все знают.

Мы были довольно сильно удивлены, насколько продвинуто в техническом плане старшее поколение во Франции. Ровесники наших родителей и люди постарше ведут свои блоги, общаются с друзьями через Skype и facebook, у многих тачфоны.

Может, нам просто так повезло, но большинство из встреченных нами французов так или иначе работают на себя. Либо это свой театр, либо это мастер, собирающий витринную мебель, либо дегустатор в ресторанах, либо дизайнер садов, либо у людей вообще свое частное небольшое предприятие. И все эти занятия позволяют вести достойную в финансовом плане жизнь.

Мы не встретили ни одного француза, который так или иначе не завел бы с нами речь о политике. Конечно, сейчас это очень наболевшая тема в связи с попыткой принятия нового закона о пенсиях, но, тем не менее, разговоров о вышестоящих очень много. Саркози сравнивают с Наполеоном и Гитлером. Но это уже совсем другая история…

Если говорить об особенности населения Франции, ну никак нельзя не упомянуть толпища арабов. И чем южнее город, тем их больше. Как нам объяснил наш знакомый житель Марселя: южный климат им ближе, вот они туда и стекаются. По вечерам в крупных городах разгуливают шумные подвыпившие компании этой самой национальности, от которых непонятно, чего ждать. Своих как-то в лицо узнаешь, понимаешь, кого лучше стороной обойти, а тут – непонятно. Но мы с такой компашкой столкнулись только однажды, в Париже в два часа ночи, и парень при этом решил помочь нам найти отель. :)

Как ни странно, культура вождения у местного населения очень похожа на нашу. Частенько не включают поворотники, проезжают на красный, подрезают, хотя, конечно, не так бесстыдно, как в России. Зато, так же, как и у нас, предупреждают фарами о «гаишниках» неподалеку.

Может быть, смело так утверждать, но нам показалось, что несмотря на все культурные и национальные особенности Франции, она очень похожа на Россию. Взять нашу старушку, сделать ей пластическую операцию, или просто хороший макияж, начать ее кормить, как подобает, и помогать, когда нужно, и она тоже станет страной любви. А если серьезно, то просто нам бы побольше порядка, получше социальную поддержку и повыше общий уровень жизни, и мы станем теми же французами, улыбчивыми, внимательными и вежливыми. По крайней мере, ну очень хочется в это верить…

P.S. Статья получилась слишком большой, поэтому о том, как французы живут, про их я расскажу в следующей статье.

Во времена средневековья население Франции делилось на регионы, в которых жили отдельные народности: пикардцы, гасконцы и другие. Также народ делился на языковом уровне - на тех, кто говорил на языках ланг д"ойль и языках ланг д"ок.

Несмотря на то, что оба языка берут свое начало во времена Римской Галлии, народ все же предпочел обособленность.

Северные регионы Франции были населены галлами, римлянами и германцами. Центр и Запад принадлежал галлам и римлянам. На юге чаще всего встречались римляне, но жили и галлы и греки.

Только после того, как Франция была централизована, все ее население стало называться французами.

Смешение племен сильнее всего затронуло басков, германских эльзасцев, евреев, лотарингцев и фламандцев. Под влияние объединенной Франции также попали итальянцы, испанцы и поляки.

Народы, населяющие Францию

Франция является достаточно однородной страной, практически все ее жители коренные французы. Но все же, еще с исторических времен, она делится на расовые группы - средиземноморскую, центральноевропейскую и североевропейскую.

Представители первой группы отличаются низким ростом, худощавостью, темными волосами и карими глазами.

Центральноевропейскую группу представляет невысокое население с достаточно крепким телосложением и русыми волосами.

А североевропейское население отличается высоким ростом, крупным телосложением и светлыми волосами, кожей и глазами.

Государственным языком является французский, и лишь некоторые народные группировки говорят на других языках и диалектах.

Такими меньшинствами являются: бретонцы, эльзасцы, фламандцы, корсиканцы, баски, каталонцы.

Эти народности говорят на своих родных языках - эльзасцы на эльзасском, бретонцы на бретонском, корсиканцы на корсиканском и так далее.

Такие группы пытаются сохранить все, что им передали предки, поэтому обучают языку и традициям своих потомков. Но это не значит, что эти люди не знают французского языка. Они используют его при обучении, на работе, в социальной жизни.

Из представителей иностранных государств во Франции можно встретить португальцев, испанцев, итальянцев, марокканцев и тунисцев.

Культура и быт народов Франции

Дома французов чаще всего являются съемными. Чтобы купить свою собственность, нужно хорошо и долго зарабатывать. Частных домов во Франции не так уж и много, чаще всего люди живут в квартирах. Размер и состояние жилища зависит от материального состояния владельца. Но во всех квартирах есть одна особенность - очень маленькая кухня.

Семья для французов важна, как и для большинства национальностей. Но у них есть своя особенность воспитания - они воспитывают не талантливую индивидуальность, а идеального члена общества. Ребенок должен с детства понимать, что такое закон и общепринятые нормы. Во Франции именно так выражается любовь к детям.

Это касается и образования. Каждый родитель считает должным дать ребенку достойное образование, которое поможет ему добиться успехов в будущем и иметь какой-то социальный статус. Поэтому обучение малышей начинается еще в детском саду.

Большую часть жизни французы проводят на работе. Но это не доставляет им особых хлопот, потому что во Франции достаточно мягкий рабочий график с 2 часовым перерывом на обед.

Вечера люди проводят в семейном кругу или в одиночестве. И лишь в выходные французы позволяют себе вырваться из дома и отдохнуть с друзьями.

Традиции и обычаи народов Франции

Если говорить о традициях, обычаях и привычках французов, то стоит отметить то, что они категорически не принимают английский язык. Не принимают до такой степени, что даже зная этот язык, француз сделает вид, что не понимает собеседника.

Во Франции принято извиняться по любому поводу, даже если человек просто случайно коснулся руки другого. А вот сидячие места в общественном транспорте никто не уступает. Это просто не принято, так же как и спрашивать: "Вы выходите на следующей?".

Франция - страна без дресс-кода. Люди могут пойти в джинсах и толстовке хоть в ресторан, хоть в театр.

Традиционными французскими праздниками являются: Новый год, Рождество, Пасха, День Труда, День победы, День взятия Бастилии, День всех святых и другие.

Есть и такой праздник, который не относятся к особо важным, но все же от души отмечается французами - 1 апреля. До введения григорианского календаря Новый год праздновался в конце марта. Но с введением календаря праздник был перенесен на 1 января. А так как в те времена новости разносились очень медленно, некоторые так и праздновали Новый год с 25 марта по 1 апреля в течение нескольких лет. Так и появился День Смеха.

В то время как на севере Европы медленно исчезали ледники последнего оледенения и шла последовательная смена климатических стадий, в южных районах Западной Европы не было столь резких колебаний в природных условиях. Самым существенным событием здесь явилась смена сурового климата конца ледникового времени сначала относительно более тёплым и сухим, а затем влажным лесным климатом. К этому последнему периоду относятся находки в пещере Мас-д"Азиль в Арьеже (Франция, предгорья Пиренеев), представляющей собой гигантский туннель длиною около 400 м, по которому и в настоящее время протекает прорывшая его в глубокой древности река Ариз. Люди издавна, оценили удобства этого обширного подземного коридора, по сторонам которого имеется много боковых камер. Между мадленскими слоями, залегающими в основании, и поверхностными отложениями времени неолита и века металла был найден слой с многочисленными и характерными остатками материальной культуры. По этим находкам было дано наименование целому культурному периоду ("Азильская культура") не только в указанном районе Франции, но и далеко за её пределами.

Азильцы, обитатели пещеры в мезолитическое время, как и их мадленские предшественники, занимались охотой на диких животных, состав которых, однако, уже резко изменился. Полностью исчезли представители древней арктической фауны. Место северного оленя занял благородный олень, вместе с ним распространились и другие животные, обитавшие в широколиственных лесах умеренного пояса,- бобр, бурый медведь, кабан, барсук. Другой особенностью азильских отложений является обилие раковин съедобных моллюсков, преимущественно лесных улиток. Характерно, что в азильское время по сравнению с более ранним, мадленским, костяные изделия, в особенности гарпуны, становятся более грубыми.

Вместо разнообразных по типам и формам, а также относительно крупных по размерам кремниевых изделий, свойственных верхнему палеолиту, теперь широко распространяются менее крупные изделия определённых стандартизованных форм, геометрические по очертаниям, в том числе сегменты и острия с одним дугообразно ретушированным лезвием, а также небольшие округлые скребки...

Темы раздела:





Темы раздела:






Существовавшие на Средиземноморском побережье с VI в. до н. э. торговые колонии дали новые свидетельства о племенных группах, которые поселились в этом районе и построили укрепленные деревни; они использовали монеты, выращивали виноград и делали вино. Не хватает лишь письменных документов.

Затем в эти места пришли римляне. К тому времени галлы, все еще будучи конгломератом отдельных племен, создали собственную относительно передовую цивилизацию с центрами в укрепленных городах, известных под латинским названием oppida. Сравнительную легкость, с которой они приспособились к римским обычаям и установлениям - в противоположность германским племенам по ту сторону Рейна, - можно объяснить высокой степенью развития их цивилизации. Для Юлия Цезаря предлогами для завоевания Галлии были защита союзников Рима, охрана римских границ и продвижение римских интересов. Быстро разделавшись с племенем гельветов, Цезарь двинулся покорять другие разрозненные галльские племена. За восемь лет были установлены очертания Римской Галлии. Организация административных провинций и создание римских институций, завершивших романизацию Галлии, относятся уже к правлению Октавиана Августа.

В конце I в. н. э. наступил период упадка кельтской культуры . В Европе начала распространяться культура римлян. Погибло большинство кельтских опидумов, остатки собственно латенской культуры постепенно были вытеснены формами, характерными для культуры римских провинций. Кельтские традиции стали частью последней, а самостоятельно продолжали развиваться лишь на Британских островах.

Следующие три века происходило развитие галло-римской цивилизации , процветание которой (особенно на юге) отразилось в архитектурных сооружениях, социальных институциях, культурных артефактах и общем стиле жизни...

Темы раздела:




КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФРАНЦИИ (V-XV вв)

В феодальном обществе франкского государства , пришедшем на смену обществу рабовладельческому, возникла новая, феодальная культура. Носительницей феодальной культуры в период раннего средневековья являлась церковь.

Религия в феодальном обществе Франкского государства была одним из мощных средств утверждения и сохранения классового господства эксплуататоров. Обещая небесное блаженство в награду за земные страдания, церковь всеми путями отвлекала народные массы от борьбы с феодалами, оправдывала феодальную эксплуатацию и настойчиво пыталась воспитывать трудящихся в духе полной покорности их господам. Влияние церкви сказалось со всей силой и на духовной культуре средневекового общества Франкского государства.

Распад феодального общества на ряд замкнутых в экономическом и политическом отношении мирков и повсеместный разрыв существовавших в рабовладельческом обществе торговых, политических и культурных связей обусловливали отсутствие сколько-нибудь широкого образования в VI-Х вв. Все существовавшие тогда школы (епископальные и монастырские) находились в руках духовенства. Церковь определяла их программу и подбирала состав их учащихся. Основной задачей церкви при этом являлось воспитание церковных служителей, способных воздействовать на народные массы своей проповедью и охранять в неприкосновенности существующие порядки.

От своих служителей церковь требовала в сущности очень малого - знания молитв, умения читать по латыни Евангелие, хотя бы и не понимая всего прочитанного, и знакомства с порядком церковных служб. Лица, чьи знания выходили за пределы подобной программы, являлись в западноевропейском обществе VI-Х вв. редчайшими исключениями.

Создавая школы, церковь не могла обойтись без некоторых элементов светского образования, которые феодальное общество унаследовало от древнего мира. Приспособив эти элементы светского образования к своим потребностям, церковь Франкского государства явилась невольной их «хранительницей». Античные дисциплины, преподававшиеся в церковных школах, именовались «семью свободными искусствами»...

Темы раздела:






Некоторое оживление культурной жизни во Франции , известное под названием «каролингского возрождения», оказалось весьма ограниченным и в пространстве и во времени. К Х в. влияние «каролингского возрождения» было почти полностью исчерпано. Х в. и первые десятилетия XI в. представляли картину несомненного культурного упадка. Распад монархии Карла Великого и последующее дробление выделившихся из неё частей, которое сопровождалось непрерывными феодальными войнами, опустошительные нашествия норманнов, венгров и сарацин, голодовки и эпидемии, которыми был так богат тот период, - всё это резко снизило уровень духовной культуры франкского феодального общества .

В связи с этим следует отметить упадок монастырских мастерских (скрипториев) , в которых переписывались рукописи, и библиотек. Отсюда чрезвычайная дороговизна книги: в XI в. грамматика Присциана равнялась по стоимости дому и участку земли в придачу, а простой требник - целому винограднику. Неудивительно, что в монастырской библиотеке оказывалось не более одного шкафа с несколькими десятками рукописных кодексов, притом исключительно религиозного характера. Если руководители монастырей и продолжали кое-где поощрять переписку рукописей, то это касалось лишь сочинений религиозного содержания и христианских легенд, подобных «Кантилене о св. Евлалии» (около 890 г.), самому раннему памятнику церковной поэзии на французском языке. Переписывание же произведений античных авторов и других светских книг, в отличие от каролингской эпохи, рассматривалось теперь как нечто греховное. Не случайно также, что техника письма, а также искусство украшения книг миниатюрами и заставками, с конца IX в. ухудшились.

Всё большим влиянием в это время стали пользоваться служители кафедральных соборов , так называемые каноники, т. е. священники, жившие по уставу (канону), получавшие крупные доходы от приписанных к церкви земельных владений и имевшие право голоса при выборе епископа. Из их среды выходили наиболее образованные представители церкви. Таким был, например, Герберт, преподававший с 980 г. в Реймсской школе семь «свободных искусств». Особенно преуспевал Герберт в математике и астрономии...

Темы раздела:




Изменения, произошедшие в XI и XII вв. в социально-экономической жизни Франции, получили своё отражение и в сфере идеологии. Главным являлось здесь то, что именно в это время во Франции зародилась городская культура и многовековая монополия католической церкви в области образования впервые оказалась нарушенной.

Наибольший интерес в истории духовной культуры в городах Франции XI-XIII в.в. представляет та её часть, которая уходила своими корнями в народное творчество. Именно эта культура, открыто противостоявшая феодально-церковной культуре господствующего класса и называемая в дальнейшем ранней городской культурой, носила глубоко прогрессивный характер и определяла то новое, что внесли горожане в культуру средневекового общества на первом этапе развития городов во Франции. Тесная связь, существовавшая между ранней городской культурой и творчеством крестьянских масс, была вполне естественной, ибо ремесленное население первых городов вышло из среды крепостных крестьян.

В тех сценках, которые разыгрывали жонглёры, они не щадили ни феодалов, ни представителей клира. В хрониках сохранились описания подобных сценок. Так, например, в одной из хроник рассказывается о некоем жонглёре - дрессировщике животных, который специально приходил на рыцарские турниры и приводил туда с собой двух обезьян для того, чтобы «обучить» их военным приёмам рыцарей. Затем, посадив на собак «обученных» таким способом обезьян (в полном рыцарском вооружении), этот жонглёр заставлял их сражаться друг с другом наподобие рыцарей. Нетрудно представить себе, какой шумный успех имела столь злая карикатура на военные рыцарские игры (турниры) у простого народа. Выступая на всех народных сборищах, связанных с праздниками, крестинами, свадьбами или же просто ярмарочными днями, жонглёры являлись там желанными гостями. Напротив, со стороны церкви творчество жонглёров вызывало сильнейшую ненависть.

Церковь неоднократно осуждала это творчество на церковных соборах, а самих жонглёров лишала элементарных гражданских прав, допускала безнаказанность их убийства и запрещала их похороны на кладбищах. Музыкальное, поэтическое и драматическое творчество жонглёров казалось церкви тем более опасным, что оно находило живое сочувствие со стороны городских масс.

Теснейшим образом была связана с народным хоровым пением городская музыка . В сюжетах и мотивах песен городских ремесленников повторялись сюжеты и мотивы крестьянских песен. Не менее тесно было связано с искусством жонглёров, с народными игрищами и деревенскими ряжениями, с крестьянскими праздниками и обрядами то городское драматическое искусство, которое прямо противостояло церковной литургической драме...

Темы раздела:







Дальнейший рост городов и развитие товарно-денежных отношений, усиление феодальной эксплуатации крестьянства и резкое обострение классовой борьбы в стране, постепенная централизация государства и возникновение новой формы феодальной монархии с сословным представительством - таковы были важнейшие изменения в социально-экономической и политической жизни Франции в XIV-XV вв. Тогда же на французский народ обрушились невыносимые бедствия, связанные со Столетней войной, и народные массы проявили в борьбе с иноземными захватчиками величайший патриотизм. Эти события оказали огромное влияние на развитие французской культуры .

Церковь, насколько это было в её силах, по-прежнему препятствовала развитию культуры, не поставленной на службу церковным интересам. Захватив с помощью богословов из «нищенствующих орденов» руководство университетами в свои руки (XIII в.), она превратила Парижский университет в центр мертвящей церковной схоластики и хранителя католической ортодоксии. Однако потребности развивавшегося феодального общества неуклонно вели к тому, что сквозь толщу схоластических мудрствований всё чаще и чаще пробивались ростки знаний, основанных на опыте. Со времени крестовых походов промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических (ткачество, часовое дело, мельницы), химических (красильное дело, металлургия, алкоголь) и физических фактов (очки), которые доставили не только огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше, средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые инструменты. Можно сказать, что собственно систематическая экспериментальная наука стала возможной лишь с этого времени.

С конца XIII в. во Франции начала более быстро развиваться медицина . И хотя медицинская практика того времени была тесно связана с такими псевдонауками, как алхимия, астрология и магия, всё же находились смельчаки, которые вопреки страшным церковным наказаниям и запретам занимались анатомированием трупов, пытались основываться на эксперименте и вносили новые приёмы в область хирургии и общей медицины.

В XIV в. во Франции начали появляться знатоки, занимавшиеся исследованием античной литературы (Пьер Берсюир в середине XIV в.; Жан де Монтрейль и Гонтье Коль в начале XV в.). В 1470 г. в Париже была основана первая типография , где печатались произведения на латинском языке и труды итальянских гуманистов. Образование всё больше становилось светским и ускользало из-под влияния духовенства. Французские университеты постепенно освобождались из-под власти папства и подчинялись непосредственно королевской власти...

Темы раздела:








КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XIX вв)

В XVI столетии во Франции сложилась культура Возрождения , отмеченная, как и в других странах Европы, решительными победами светской гуманистической мысли над средневековым аскетическим мировоззрением и схоластикой. Это было время усиленного изучения античной культуры и вместе с тем очень важный, во многом переломный период в развитии французского языка и национальной литературы.

Расцвет культуры Ренессанса во Франции XVI в. имеет прежде всего свои глубоко национальные корни. Он подготовлялся постепенно. Итальянские походы Карла VIII и следующих французских королей послужили лишь внешним толчком, способствовавшим ознакомлению французского дворянства с богатейшими достижениями итальянской культуры Возрождения и ускорившим распространение новых культурных веяний в этой среде.

В области общественной мысли и литературы наиболее передовые и смелые идейные тенденции с особенным размахом и глубиной выявляются на первом этапе развития французского Возрождения . Это вполне понятно, так как именно в первой половине XVI в. социально политическая борьба народных масс и передовых общественных кругов Франции находится на подъёме.

Решающим шагом в освоении новых форм в архитектуре Франции XVI в. , где долго держались давние национальные традиции готики, стало влияние итальянских походов французских королей в конце XV- первые десятилетия XVI в. Приглашенные в страну итальянские мастера и внимательно изучавшие античное наследие крупнейшие французские архитекторы XVI в. Ф. Делорм, П. Леско и другие создали ряд выдающихся сооружений. Этому способствовали переводы трудов по архитектуре Витрувия и итальянских ренессансных теоретиков, распространение гравюр с изображением памятников зодчества и появление французских трактатов об архитектуре, отвечающей новым вкусам.

Первые проявления Ренессанса в архитектуре Франции XVI в. связаны с постройками короля Франциска I - от возведения во дворце Блуа на реке Луаре нового крыла с богато декорированной наружной лестницей, закрученной спиралью, до строительства огромного великолепного охотничьего замка Шамбор с его сотнями помещений...

Темы раздела:













Феодальный строй Франции второй половины XVII в. защищала не только государственная машина, но и вся система взглядов господствующего дворянского класса.

Католическая церковь во Франции XVII в. по-прежнему была важнейшим орудием охраны феодального порядка. Если вся жизнь простого человека протекала, с одной стороны, под контролем многочисленной местной бюрократии, то, с другой стороны, тот же крестьянин, а отчасти и горожанин, находились под неусыпным надзором и воздействием церкви, воспитывавшей народные массы в духе подчинения своим господам и королевской власти. Незыблемость и непререкаемость авторитета католической веры были, однако, в известной степени подорваны существованием во Франции второй религии в виде протестантизма, гугенотства, узаконенного Нантским эдиктом 1598 г. Наличие в стране двух допущенных законом вероисповеданий открывало щелку для скептицизма, ослабляло мощь католицизма.

Вторая половина XVII в. - выдающийся период в развитии французской культуры . Он характеризуется в первую очередь тем подъемом, который переживали прогрессивные общественные силы страны в связи с ее экономическим и социальным развитием.

Абсолютная монархия стремилась подчинить своему контролю всю культурную жизнь страны. С этой целью правительство начало создавать академии. По примеру французской Академии в 1663 г. организуется Академия надписей, а затем в 1666 г. Академия наук. В 1663 г. утверждается новый устав Академии живописи и скульптуры, в 1671 г. учреждается Академия архитектуры. Король назначал писателям и художникам пенсии и премии, брал их под свое покровительство, превращал в своего рода государственных служащих. За это они должны были прославлять мощь и величие абсолютистской Франции, развлекать короля и его придворных. Королевский двор был призван стать законодателем художественного вкуса.

В 1661 г. Людовик XIV начал грандиозное строительство в Версале. Здесь был возведен королевский дворец (строители Л. Лево и Ж. Ардуэн-Мансар) и разбит под руководством замечательного садовода-архитектора А. Ленотра (1613-1700) огромный парк с многочисленными аллеями, водоемами, статуями и фонтанами. К украшению Версаля были привлечены виднейшие французские архитекторы, художники и скульпторы, садоводы и мебельщики . В его сооружении участвовали лучшие инженеры и техники, тысячи рабочих и ремесленников. Возведение и содержание Версаля, выраставшего в некий символ величия абсолютной монархии, стоили огромных средств...

Культура Франции XVIII в. Французское Просвещение

Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный, блещущий яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Важнейшее направление в просветительской философии Франции XVIII века представлено материалистической школой. Ее развитие открывает врач Жюльен Офре Ламетри (1709-1751), автор медицинских и философских трудов «Естественная история души», «Человек-машина», «Человек-растение», «Система Эпикура». Смелый атеизм Ламетри вызвал ярость церковных и светских реакционеров. Философ вынужден был бежать из Франции и умер в изгнании.

В развитии французского Просвещения XVIII века выделяется течение, главные представители которого, вместе с английскими учеными, заложили основы буржуазной политической экономии, подвергнув острой критике экономическую политику абсолютизма. Это - течение физиократов, в самом названии которых выражено их убеждение в торжестве законов природы над искусственными, надуманными законами правительств (от греческого физис- природа, кратео - господствовать).

Французская художественная литература эпохи Просвещения сделала важный шаг в направлении реалистического отображения действительности. Она переносит читателя в мир отношений, более близких к действительной жизни людей, ломая условные границы «высокого» и «низкого» жанра, установленные теоретиками классицизма в период расцвета абсолютной монархии...

Темы раздела:




Одним из известных поэтов революции был Экушар Лебрен (1729-1807) . В своих одах, написанных в духе Пиндара, он воспевает борьбу французского народа против феодальных владык и чужеземного деспотизма. Другой поэт эпохи Мари Жозеф Шенье (1764-1811) был автором гимнов, которые исполнялись в дни праздников, а также трагедий революционно-патриотического содержания.

Иной характер носила поэзия его брата - Андре Шенье (1762-1794) , самого яркого французского лирика этого времени. В отличие от сурового классицизма якобинцев Андре Шенье видел в античном искусстве не только воплощение добродетели и свободы, но и торжество чувственного земного начала. В своих эклогах и элегиях он прославляет радости земной любви и наслаждение жизнью.

Первой ласточкой революционной драматургии была пьеса Мари Жозефа Шенье «Карл IX, или урок королям». Вслед за тем на сцене появляются и другие пьесы, прославляющие республиканцев и патриотов, бичующие королей и аристократию, религиозный фанатизм и невежество. Некоторые пьесы носили аллегорический характер (например, «Празднество Разума» Марешаля, «Празднество Верховного существа» Кювелье).

Основным направлением французской литературы первой трети XIX в. был романтизм. На раннем этапе его развития центральное место в романтическом движении занимал Франсуа Рене де Шатобриан (1768-1848) , писатель, представлявший консервативное крыло этого движения. В годы революции Шатобриан - участник войн против французской республики, а в годы Реставрации - реакционный политический деятель. Все написанное им представляет собой полемику с идеями Просвещения и революции.

Живописи, скульптуре и графике Франции XIX в. выпала исключительно важная и яркая роль в сложении и развитии мировой художественной культуры.

Острота социальных противоречий и быстрая смена политических форм во Франции порождали целую серию переворотов также в художественной жизни и художественных направлениях. Ни одна страна в рассматриваемый период не могла сравниться с Францией по смелости идейно-творческих исканий.

Все три основных этапа французского искусства 1789 - 1870 гг. - классицизм, романтизм и реализм - обладают внутренним единством. В своих лучших, наиболее прогрессивных проявлениях они, вне зависимости от своих стилистических форм, наполнены революционным духом, демократической силой и героическим пафосом...

Темы раздела:





 
Статьи по теме:
Происхождение материи Является ли Сознание продуктом деятельности мозга?
Еще в древности люди ломали себе голову над вопросом, почему и как мог возникнуть язык. Ученые Древней Греции выдвинули две противоположные теории. Согласно первой из них язык возник сам по себе, без сознательного вмешательства человека, в силу действия з
Вопросительные предложения в английском языке « Школа английского языка SkillSet Вопросы к подлежащему
Сегодня мы рассмотрим и, конечно же, примеры с ними. Для того, чтобы не ошибиться, главное понимать три вещи: 1) какой у вас будет вопрос, 2) в каком времени его нужно задать, и 3) какой должен быть порядок слов в вопросительном предложении. В этой стат
Штраф за превышенный лимит
Касса - средства компании или ее отдела, который производил операции с наличными деньгами. Сюда же можно отнести комнату, где находятся такие подразделения. Но даже это не все. Под термином «касса» скрывается отдел бухучета, который применяется при отраж
Жестуно - язык людей с нарушениями слуха
Целевая аудитория: курс для широкого круга лиц, желающих изучить РЖЯ «с нуля». Объём курса: 72 часов. Назначение: для саморазвития и начальной практики общения с глухими. Курс «Русский жестовый язык. Начала». 80 часов Целевая аудитория: курс для педагогич