Рауль амундсен что он открыл. Капитан Руаль Амундсен — Покоритель полюсов земли. Возвращение в «Фрамхейм»

Первую попытку пройти к Южному полюсу сделал англичанин Роберт Скотт в 1902 году. Но о дошел только до 82°17" южной широты. Вернувшись в Англию, Скотт начал готовиться к следующей более серьезной экспедиции к Южному полюсу. Но один из участников его первой экспедиции, Эрнест Шеклтон, прибывший на родину раньше, решил опередить его. Так возникло соперничество за покорение Южного полюса. Шеклтон прибыл к берегам Антарктики в начале 1908 года. 9 января 1909 года он со спутниками достиг 88° 23" южной широты. До полюса оставалось всего 180 километров, но продовольствия было ничтожно мало. Пришлось повернуть обратно. После этого экспедиции к Южному полюсу начали готовить Япония и Германия. А затем неожиданно в состязание вступил норвежец Руаль Амундсен, который готовил экспедицию в Арктику на судне «Фрам». Но он, узнав, что Северный полюс достигнут, втайне изменил цель экспедиции и решил идти в Антарктику покорять Южный полюс. О своем решении он поначалу никому не сказал, даже членам экспедиции.

1 мая 1910 года «Фрам» был пришвартован в Акерсхусе для загрузки снаряжения. 2 июня на борту побывала королевская чета, которую принимали Амундсен и Нансен. 3 июня «Фрам» был перебазирован в Буннефьорд, где на борт погрузили разобранный дом для зимовки в Антарктике. 7 июня отплыли в короткий поход по Северному морю и вокруг Британских островов — это было предварительное испытание судового дизеля, во время которого проводились океанографические исследования. Сильные штормы сократили плавание. 11 июля «Фрам» вернулся в Берген, а 23 июля — в Кристианию (принимать сушеную рыбу, собак и т. д.). Здесь в истинные цели экспедиции были посвящены помощник командира Ертсен и лейтенант Преструд.

2 Мадейра, Фуншал

Ведение всех своих дел Руаль Амундсен передал брату Леону. Еще до выхода «Фрама» из Кристиании Леон Амундсен совершил поездку на Мадейру, где проверил количество и качество запасов для перехода команды его брата в Антарктиду, последующей зимовки и штурма полюса.

«Фрам» пришел в Фуншал 6 сентября 1910 года. На несколько дней команда была отпущена в увольнение. Стоянка длилась до 9 сентября: были отремонтированы подшипники гребного винта и запасено 35 т пресной воды (ее заливали даже в большие шлюпки и топливные баки).

9 сентября произошел инцидент: местные газеты опубликовали сообщения о походе Амундсена к Южному полюсу. Амундсен собрал команду и разъяснил свои истинные намерения, предложив несогласным вернуться на родину за его счет. Хельмер Хансен описывал это так: «Каждый из нас, один за другим, был спрошен, согласен ли он с этим новым для нас планом и желает ли он одолеть вместо Северного полюса Южный. Результатом было то, что все мы, как один, ответили — да. На этом представление закончилось».

Леон Амундсен сошел на берег, увезя три письма брата, адресованных королю, Нансену и норвежскому народу. Королю и Нансену послания были доставлены 1 октября.

Письмо Руаля Амундсена норвежскому народу (с поправками Леона Амундсена) было перепечатано многими газетами Норвегии 2 октября. В тот же день Леон Амундсен отправил в Крайстчерч телеграмму на английском языке за подписью брата, адресованную Роберту Скотту: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Адресата она достигла 12 октября.

В 21:00 9 сентября «Фрам» покинул Мадейру. Следующую остановку предполагалось сделать на Кергелене, но непогода не позволила к нему приблизиться. Экватор пересекли 4 октября.

1 января 1911 года был замечен первый айсберг, 2 января экспедиция пересекла Южный полярный круг. Переход через паковые льды занял четверо суток. 11 января был замечен Великий ледяной барьер, 14 января 1911 года «Фрам» вошел в Китовую бухту.

3 Зимовка во «Фрамхейме»

Высадка команды Амундсена на побережье Китовой бухты прошла 15 января 1911 года. Перевозка строительных материалов проходила 15−16 января 1911 года, под крышу зимовочный дом был подведен уже 21 января. Новоселье отпраздновали 28 января, дом получил имя «Фрамхейм». В этот день было перевезено более 900 ящиков с провиантом с судна на базу. 4 февраля Китовую бухту посетил барк «Терра Нова» — судно снабжения Роберта Скотта, некоторые участники экспедиции которого посетили и «Фрам», и береговую базу Амундсена.

Список участников похода к Южному полюсу Амундсен огласил 1 декабря 1910 года, когда «Фрам» еще находился в море. В состав зимовочного отряда вошли следующие лица: Руаль Амундсен — начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу, Олаф Бьоланд — опытный лыжник и плотник, Оскар Вистинг — лыжник и каюр, Йорген Стубберуд — плотник, участник похода к Земле короля Эдуарда VII, Кристиан Преструд — лейтенант ВМФ Норвегии, непосредственный начальник Вистинга на Хортенской верфи, начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII, в экспедиции проводил метеорологические и прочие измерения, Фредерик Ялмар Йохансен — капитан запаса норвежской армии, участник Норвежской полярной экспедиции в 1893—1896 годах, Хельмер Хансен — лыжник, Сверре Хассель — лыжник, Адольф Хенрик Линдстрем — кок и провиантмейстер, участник экспедиций Свердрупа и Амундсена.

10 февраля 1911 года Амундсен, Йохансен, Хансен и Преструд отправились на 80° ю. ш. на трех санях, достигнув места назначения 14-го числа. Они должны были заложить базовый склад для похода на Юг. Вернулись они 16 февраля, днем ранее «Фрам» покинул Китовую бухту. Последующие походы группы Амундсена на юг базировались на лагере 80-й широты. Дорога размечалась бамбуковыми вехами с черными флагами; когда вехи закончились, их отлично заменила сушеная треска. Остававшиеся на базе люди заготовили более 60 т тюленины. В результате трех походов (до 11 апреля) были заложены склады вплоть до 82° ю. ш., куда были свезены свыше 3000 кг провианта, в том числе 1200 кг тюленины, и горючего. В последнем (апрельском) походе начальник не участвовал: он страдал кровотечениями из прямой кишки и оправился только к июню. Это были последствия травмы, полученной еще на «Йоа». Командовал последним походом Йохансен как самый опытный полярник в команде.

Полярная ночь на широте «Фрамхейма» началась 21 апреля 1911 года и длилась до 24 августа. Зимовка проходила в благоприятной обстановке, для необходимых работ норвежцы построили подснежный городок, где была даже сауна. Зимовщики имели граммофон и набор пластинок, в основном классического репертуара. Для развлечения служили карты и дартс, а также чтение (библиотечка включала 80 книг).

Всю полярную зиму шла интенсивная подготовка к походу. Бьоланд, убедившись, что поверхность ледника ровна, уменьшил вес саней с 80 до 30 кг, — изначально их предназначали для тяжелого рельефа. Йохансен всю зиму занимался укладкой провианта, чтобы не тратить время на его распаковку и взвешивание в пути.

4 Неудачный выход к полюсу

К наступлению полярного дня Начальником руководило нетерпение — его команда находилась в 650 км от группы Скотта и на 96 км ближе к полюсу, поэтому нельзя было судить о погодных условиях у конкурентов (тогда еще не было известно, что во «Фрамхейме» было холоднее, чем на базе Скотта. Средняя зимняя температура достигала у Амундсена −38 °С, у Скотта −27 °С, но основной тягловой силой у Скотта были лошади, что определяло более поздние сроки выхода). Амундсена особенно беспокоили известия о моторных санях Скотта, поэтому он решил выступать 1 сентября 1911 года. Однако даже за 4 дня до отправления температура не поднималась выше −57 °С. Только 31 августа потеплело до −26 °С, но дальше погода опять испортилась.

В команду вошли 8 человек (кроме Линдстрема — бессменного хранителя базы) со всеми пережившими зиму собаками, которых осталось 86. Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята 8 сентября 1911 года при −37 °С. Поход оказался неудачным: при падении температуры до −56 °С лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Взятая в поход водка замерзла.

Полярники решили добраться до склада на 80° ю. ш., разгрузить там нарты и возвращаться во «Фрамхейм». 16 сентября Амундсен устремился обратно на базу. Возвращение превратилось в неорганизованное бегство, в котором каждый полярник оказался предоставлен сам себе. Интервал времени между возвращением членов экспедиции во «Фрамхейм» составил 6 часов, на базе даже не был зажжен фонарь, чтобы облегчить отставшим ориентацию в пространстве. На этом пути Йохансен спас менее опытного Преструда от верной смерти в снежной метели и на экстремальном холоде −60 °C: у того пала вся собачья упряжка.

Наутро по возвращению во «Фрамхейм» Йохансен подверг резкой критике руководство Амундсена. Раздраженный оппозицией, Амундсен исключил Йохансена из полярной партии, несмотря на то, что он был самым опытным каюром экспедиции. Йохансен вместе с поддержавшими его Преструдом и Стубберудом вместо престижного похода к географическому полюсу были направлены Амундсеном во второстепенную экспедицию к Земле короля Эдуарда VII. Кроме того, капитан Йохансен отныне был подчинен заведомо менее подготовленному тридцатилетнему лейтенанту Преструду.

5 Выход из «Фрамхейма»

Только в октябре 1911 года появились признаки антарктической весны. Тем не менее погода в сезон 1911/1912 годов была аномально холодной: температуры держались между −30 °C и −20 °C, при норме −15 °C — −10 °C.

20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки. Первого склада на 80° ю. ш. достигли 23 октября и устроили двухдневный привал. Начиная с 26 октября, экспедиция стала строить снежные пирамиды высотой около 2 м для ориентации в пространстве (частая пасмурная погода на леднике Антарктиды вообще приводит к дезориентации), их воздвигали через каждые 3 мили. Начальные 180 миль пути были размечены шестами с флагами и прочими вехами. Последний из заложенных ранее складов был достигнут 5 ноября в густом тумане. Далее путь проходил по неизвестной территории. 9 ноября команда достигла 83° ю. ш., где был заложен большой склад для обратного пути. Здесь пришлось пристрелить нескольких беременных сук, которые были закопаны в снег про запас.

6 Подъем на Полярное плато

11 ноября показались Трансантарктические горы, самые высокие вершины получили имена Фритьофа Нансена и дона Педро Кристоферсена. Здесь были собраны и оставлены на промежуточном складе геологические образцы. 17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, предстоял подъем на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км.

В последний рывок на полюс Амундсен брал провианта на 60 дней, 30-дневный запас оставался на складе 84° ю. ш. Собак к этому времени осталось 42. Было решено подняться на плато, забить 24 собаки и с 18-ю двинуться к полюсу. По пути предполагалось забить еще шесть собак, в лагерь должны были вернуться 12 животных.

Подъем на плато начался 18 ноября под сенью горы Бетти, названной так в честь старой няньки Амундсена — шведки Элизабет Густавсон. В первый день команда прошла 18,5 км, поднявшись на 600 м над уровнем моря. Вистинг и Хансен разведали подъем по леднику высотой около 1300 м, протяженности которого определить не удалось (он получил имя Акселя Хейберга). Далее были другие перевалы, высотой до 2400 м. 21 ноября был пройден 31 км с подъемом на высоту 1800 м.

7 Лагерь «Бойня»

Лагерь 21 ноября получил название «Бойни»: каждый каюр убивал своих собак, на которых пал выбор, Амундсен в этом не участвовал, взяв на себя обязанности кока. 24 собаки были разделаны и захоронены в ледник, а также частично съедены на месте. На короткое время выглянуло солнце, после чего удалось определить, что экспедиция достигла 85° 36" ю. ш. Двухдневный отдых с обильной пищей подкрепил собак, однако дальше команда встретилась с огромными трудностями, о чем свидетельствуют данные этим местам названия: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола. Это были зоны глубоких трещин на высоте 3030 м над уровнем моря и крутой ледник. Обнаруженные дальше горы получили имя Хелланд-Хансена. Амундсен беспокоился: альпинистское оборудование осталось на складе внизу, но удалось найти относительно пологий ледник для подъема.

Температуры все это время держались на уровне −20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от горной болезни. Постоянные штормовые ветры приносили новые проблемы.

6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути — 3260 м над уровнем моря — и в тот же день побили рекорд Шеклтона 1909 года. Нервы команды были на пределе: часто разгорались мелкие ссоры.

8 Южный полюс

Полюса Амундсен и товарищи достигли 14 декабря в 15:00 по времени «Фрамхейма». Равнина, окружающая его, была названа именем Хокона VII (Шеклтон назвал ее в честь Эдуарда VII). Покорение полюса отпраздновали курением сигар, припасенных Бьоландом. Поскольку сигар было восемь — по числу первоначальных участников команды, три из них достались Амундсену.

Из-за острых дебатов, которыми сопровождались обсуждения отчетов полярных экспедиций и, в частности, конкурирующих утверждений Фредерика Кука и Роберта Пири о достижении ими Северного полюса первыми, Амундсен подошел к определению географического положения с особой ответственностью. Амундсен полагал, что его инструменты позволят определить местоположение с погрешностью не лучше одной морской мили, поэтому он решил «окружать» полюс лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчетной точки.

Поскольку теодолит был поврежден, обсервация производилось с помощью секстанта. Солнце за 24 часа совершило вокруг лагеря круг, не скрываясь за горизонтом. Выполнив измерения и вычисления, Амундсен определил, что их текущая позиция примерно на 5,5 миль (8,5 километров) удалена от математической точки Южного полюса. Это место было также «окружено» на лыжах.

17 декабря Амундсен решил, что находится в истинной точке Южного полюса и предпринял новый 24-часовой цикл измерений, причем каждую обсервацию выполняли два человека с тщательной фиксацией в навигационном журнале. Четверо из пяти путешественников имели квалификацию навигатора (кроме Олафа Бьоланда).

На этот раз из вычислений Амундсена следовало, что группа находится в 1,5 милях (около 2,4 километров) от полюса, и двое экспедиционеров пометили флагами и «окружили» расчетное место. Таким образом, ради достоверности покорения Южный полюс был «окружен» экспедицией трижды. На полюсе была оставлена шелковая палатка — «Пульхейм» — с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.

Амундсен оставил на Южном полюсе письмо следующего содержания: «Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

9 Возвращение в «Фрамхейм»

Возвращались быстро: Чертов ледник был достигнут 2 января 1912 года, спуск занял один день. Погода резко испортилась: спустился туман. В тумане 5 января экспедиция едва не пропустила Бойню, которую случайно нашел Вистинг, наткнувшись на собственную сломанную лыжу. В тот же день разыгрался шторм при температуре −23 °C. Достигнутый успех, однако, не подействовал в лучшую сторону на отношения членов команды: однажды Бьоланда и Хасселя сурово отчитали за храп. Хассель в дневнике жаловался, что Амундсен «всегда избирает самый неприязненный и надменный тон выговора»; к тому времени хорошие отношения с Начальником сохранил один только Х. Хансен.

7 января норвежцы были у подножья ледника Акселя Хейберга, в том же месте, которое покинули 19 ноября, на высоте 900 м над уровнем моря. Здесь команда приняла новый распорядок: после 28 километров перехода делался 6-часовой привал, затем — новый переход и т. д. После нового сбора геологических данных была убита одна собака (осталось 11), и у подножья ледника в каменной пирамиде были захоронены 17 л керосина в бидоне и спички. У экспедиции было провианта на 35 дней пути и промежуточные склады на каждом градусе широты. С того дня экспедиционеры каждый день ели мясо.

Во «Фрамхейм» команда прибыла в 04:00 26 января 1912 года с двумя нартами и 11-ю собаками. Пройденное расстояние составило чуть менее 3000 км, таким образом, за 99 дней пути средний переход составил 36 км.

10 Хобарт

Нервное напряжение Амундсена только возросло после возвращения с полюса, тем более, что он не знал, что уже одержал победу над Скоттом: предстояло как можно быстрее вернуться к цивилизации и сообщить о результатах. Внешне это выразилось в том, что в дневнике и письмах Амундсен вообще перестал придерживаться общепринятой норвежской орфографии. Вечером 30 января «Фрам» в густом тумане покинул Китовую бухту и около 5 недель пересекал поля паковых льдов, направляясь в Хобарт, хотя Литтелтон в Новой Зеландии был ближе, но это была главная база Скотта.

В Хобарт «Фрам» прибыл 7 марта 1912 года. На берег сошел один только Амундсен с папкой, содержащей тексты телеграмм, составленных заблаговременно. О Скотте не было никаких известий. Амундсен инкогнито снял номер в портовой гостинице, после чего немедленно связался с Норвегией, отправив три телеграммы — брату Леону, Нансену и королю, даже спонсорам известия были отправлены позже. В утренней телеграмме от брата сообщалось, что Леон Амундсен к тому времени продал эксклюзивные права на публикацию материалов о Норвежской полярной экспедиции лондонской газете Daily Chronicle. Гонорар Руаля Амундсена составил 2000 фунтов — по наивысшей ставке. Неоценимую помощь в заключении договора оказал Эрнест Шеклтон. По условиям контракта, Амундсену принадлежало исключительное право публикации отчетов и дневников всех участников экспедиции. Они не могли публиковать что-либо без согласия Амундсена на протяжении трех лет после возвращения. Телеграмма Нансену была весьма лаконична: «Спасибо за все. Задача выполнена. Все в порядке». С королем Норвегии Леону Амундсену встретиться не удалось — он заседал в штабе военных учений, но содержание телеграммы передал ему адъютант.

Только 11 марта 1912 года команде «Фрама» разрешили сойти на берег в Хобарте, выдав 10 шиллингов на карманные расходы.

11 Буэнос-Айрес

20 марта 1912 года Амундсен отбыл в лекционное турне по Австралии и Новой Зеландии, в тот же день получив известия, что издательство Якоба Дюбвада заключило с ним договор о книге о путешествии на сумму 111 тыс. крон — рекордную для того времени. 21 мая он прибыл в Буэнос-Айрес, выдавая себя за коммерсанта Энгельбрегта Гравнинга, торжественное чествование состоялось 30 мая в Норвежском обществе Ла-Платы. Команду отправили в Норвегию, «Фрам» оставался в Аргентине под присмотром лейтенанта Т. Нильсена.

12 Возвращение

1 июля 1912 года в Берген прибыли почти все участники экспедиции к Южному полюсу. 31 июля из Буэнос-Айреса через Копенгаген прибыл и Амундсен.

Каждый путешественник-исследователь глубоко верит, что на свете нет ничего непреодолимого и невозможного. Он отказывается принять поражение, даже если оно уже становится очевидным, и неотступно продолжает идти к своей цели. Антарктика не раз демонстрировала человеку «его место», пока перед ней не появился бесстрашный норвежец - Руаль Амундсен. Он открыл, что истинное мужество и героизм могут покорять льды и суровые морозы.

Неукротимое влечение

Годы жизни Руаля Амундсена были насыщенными. Он родился в 1872 году в семье потомственного мореплавателя и торговца. В пятнадцать лет ему в руки попадает книга Д. Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, которая определяет всю его последующую жизнь. Его родители имели свои планы на младшего ребенка, решив не приобщать его к семейному ремеслу. Мать старательно прочила ему место в интеллектуальной элите общества, отдав после гимназии на медицинский факультет. Но будущий полярник готовился к иному: он усердно занимался спортом, всячески закаливал свой организм, приучая себя к холодным температурам. Он знал, что медицина - не дело его жизни. Поэтому спустя два года Руаль с облегчением оставляет учебу, вернувшись к своей мечте о приключениях.

В 1893 году будущий путешественник Руаль Амундсен знакомится с норвежским исследователем Аструпом, и уже иной судьбы, чем быть полярным исследователем, даже не рассматривает. Он буквально стал одержим идеей покорения полюсов. Молодой человек поставил цель быть первым, кто ступит на Южный полюс.

Становление лидера

В 1894-1896 годах жизнь Руаля Амундсена круто меняется. После окончания курсов штурмана он попадает на корабль «Бельжик», став членом команды антарктической экспедиции. Это тяжелое путешествие обделено вниманием историков, но именно тогда люди впервые перезимовали у ледяного континента.

Огромные льдины Антарктиды зажали корабль путешественников. Не имея другого выбора, они были обречены на долгие месяцы темноты и одиночества. Испытания, выпавшие на долю команды смогли перенести не все, многие сошли с ума от трудностей и постоянного страха. Сдавались самые стойкие. Капитан корабля, не справляясь с ситуацией, сложил с себя полномочия и отстранился от дел. Именно в эти дни происходило становление Амундсена как лидера.

Несмотря на жесткость характера, Руаль был достаточно справедливым человеком, и в первую очередь он требовал от себя самого дисциплины, отчетности и полной отдачи делу. В прессе часто публиковали нелестные отзывы о нем, выставляя полярника склочным и дотошным. Но кто может судить победителя, учитывая, что именно его команда сохранилась в полном составе, без смертей?

На пути к мечте

Интересный факт есть в биографии Руаля Амундсена. Оказывается, поначалу он намеревался покорить Северный полюс, но в процессе подготовки к экспедиции пришла новость, что Фредерик Кук его уже опередил. Через неделю аналогичная новость пришла и от экспедиции Роберта Пири. Амундсен понимает, что создается конкуренция между желающими покорять неведомое. Он быстро меняет свои планы, останавливая выбор на Южном полюсе, и идет на опережение соперников, никому ничего не говоря.

Шхуна достигла берегов Антарктиды в январе 1911 года. В Китовой бухте из привезенных материалов норвежцы возвели дом. Они стали тщательно готовиться к будущему походу на полюс: постоянные тренировки людей и собак, перепроверка снаряжения, а базы с провизией были подготовлены до 82° южной широты.

Первая попытка покорения Южного полюса потерпела поражение. Команда из восьми человек вышла в начале сентября, но вынуждена была вернуться из-за быстро понизившейся температуры. Стояли такие ужасные морозы, что остывала даже водка, а лыжи не шли по снегу. Но Амундсена неудача не остановила.

Южный полюс

20 октября 1911 года была предпринята новая попытка добраться до полюса. Норвежцы группой в составе пяти человек подобрались к границе шельфового ледника 17 ноября и начали восхождение на Полярное плато. Впереди были самые тяжелые три недели. Оставалось 550 километров.

Надо отметить, что в жестких условиях холода и опасности люди постоянно находились в стрессовом состоянии, и это не могло не повлиять на отношения в группе. Конфликты происходили по любому поводу.

Экспедиция смогла преодолеть обрывистый ледник на высоте 3030 метров над уровнем моря. Этот отрезок пути отличался глубокими трещинами. И собаки, и люди были вымотаны, страдая горной болезнью. А 6 декабря они покорили высоту 3260 метров. Южного полюса экспедиция достигла 14 декабря в 15 часов дня. Полярники сделали несколько повторных вычислений, чтобы развеять малейшие сомнения. Расчетное место пометили флагами, а затем была установлена палатка.

Полюс был покорен несгибаемыми людьми, их упорством и стремлением на грани безумия. И надо отдать должное лидерским качествам самого Руаля Амундсена. Он открыл, что победа на полюсе, помимо человеческой целеустремленности и отваги, - это еще и результат четкого планирования и расчетов.

Достижения путешественника

Руаль Амундсен - величайший норвежский полярник, который навсегда оставил свое имя в истории. Он совершил множество открытий, в его честь были названы географические объекты. Люди прозвали его Последним викингом, и он вполне оправдал это прозвище.

Не все знают, но Южный полюс - не единственное, что открыл Руаль Амундсен. Он первым совершил проход в 1903-1906 годах от Гренландии к Аляске Северо-Западным проходом на небольшом корабле «Йоа». Это было во многом рискованное предприятие, но Амундсен немало готовился, чем и объясняется его последующий успех. А в 1918-1920 годах на судне «Мод» он проходит вдоль северных берегов Евразии.

Ко всему прочему, Руаль Амундсен является признанным пионером полярной авиации. В 1926 году он совершает первый перелет на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс. Впоследствии увлечение авиацией стоило ему жизни.

Последний поход

Жизнь легендарного полярника оборвалась трагично. Неуемная натура не могла не отреагировать, когда 25 мая 1928 года поступил сигнал бедствия от экспедиции итальянца Умберто Нобиле в районе Баренцева моря.

Вылететь на помощь получилось не сразу. Несмотря на все достижения, Руаль Амундсен (что он открыл, мы рассмотрели выше) по-прежнему нуждался в деньгах. Поэтому только 18 июня из Тромсе на гидросамолете «Латам-47», благодаря общим усилиям, бесстрашный норвежец вместе с командой вылетел на помощь.

В последнем полученном сообщении от Амундсена была информация, что они находятся над островом Медвежий. После связь была потеряна. На следующий день стало очевидно, что «Латам-47» пропал. Длительные поиски не дали результатов. А несколько месяцев спустя были обнаружены поплавок и вмятый бензобак гидросамолета. Комиссией было установлено, что самолет потерпел крушение, повлекшее за собой трагическую смерть команды.

Руаль Амундсен был человеком большой судьбы. Он навечно остался в памяти людей как истинный покоритель Антарктики.

«Целые дни и ночи мы находились под давлением страшного пресса. Шум ледяных глыб, бившихся и ломавшихся о борта нашего судна, становился часто так силен, что почти невозможно было разговаривать. И тут… нас спасла изобретательность доктора Кука. Он тщательно сохранял шкурки убитых нами пингвинов, и теперь мы изготовили из них маты, которые вывесили за борта, где они значительно уменьшали и смягчали толчки льда» (Р. Амундсен. Моя жизнь. Глава II).

Не было, пожалуй, в истории более «заколдованного» морского пути, чем Северо-Западный проход. Сотни мореплавателей начиная с Джона Кабота в конце XV в. пытались найти путь в Азию в обход Северной Америки, но безуспешно. Эти попытки нередко заканчивались трагически. Достаточно вспомнить плавание Генри Хадсона (Гудзона) в 1611 г. и экспедицию Джона Франклина в 1845 г. Роберт Макклюр, один из тех, кто искал Франклина, в 1851 г. открыл недостающее западное звено водного пути из Атлантики в Тихий океан, однако преодолеть весь Северо-Западный проход еще долго никому не удавалось.

Норвежец Руаль Амундсен в детстве прочел книгу о гибели экспедиции Джона Франклина и уже тогда принял решение стать полярным исследователем. Он шел к своей цели уверенно, зная, чего хочет и как этого добиться. Это и стало секретом его удивительных свершений. Для начала он поступил матросом на парусник, чтобы пройти все ступени на пути к диплому капитана.

В 1897 г. Бельгия организовала экспедицию в Антарктику. Поскольку в самой Бельгии полярников не нашлось, в состав экспедиции вошли ученые из других стран. Амундсен же был в ней первым штурманом. Экспедиция провела некоторое время у Огненной Земли, а затем направилась к Антарктическому полуострову. Но там корабль застрял во льдах, пришлось зимовать, к чему путешественники оказались совершенно не готовы. Быстро кончилось горючее, с холодом и мраком в души людей вползли ужас и отчаяние. А еще этот жуткий треск - лед, подобно удаву, сжимал судно. Двое сошли с ума, все страдали цингой. Начальник экспедиции и капитан тоже были больны и не вставали с постелей. Вполне могла повториться история с экспедицией Франклина.

Всех спасли Амундсен и судовой врач, американец Фредерик Кук. Во-первых, помня о том, что в здоровом теле здоровый дух, они добыли несколько тюленей и начали кормить больных тюленьим мясом. И это помогло: больные поправились, дух их окреп. По свидетельству Амундсена, доктор Кук, храбрый и никогда не унывавший человек, стал главным спасителем экспедиции. Именно он предложил просверлить во льду несколько десятков отверстий - по прямой от носа корабля - и заложить в эти отверстия динамит. Зимний взрыв ничего не дал, но летом лед треснул как раз по этой линии и корабль вышел на чистую воду. После более чем годового пребывания в ледяном плену экспедиция вернулась в Европу.

Через год Амундсен получил шкиперский диплом. Теперь он мог готовиться к самостоятельной экспедиции. Он собирался преодолеть Северо-Западный проход, а заодно определить положение магнитного полюса. Для этого Амундсен купил маленькую одномачтовую яхту «Йоа». Если уж 39-метровый «Фрам» с его 400-тонным водоизмещением считался маловатым для дальнего плавания, что тогда говорить о судне Амундсена длиной 21 м и водоизмещением 48 т? Но Амундсен рассуждал так: основными проблемами для всех, кто пытался покорить Северо-Западный проход, были тяжелые льды, закупоривающие проливы, и малые глубины. У большого корабля шансов прорваться мало, в отличие от яхты с малой осадкой. Впрочем, имелась и еще одна причина для такого выбора: Амундсен не располагал значительной суммой.

Норвежец установил на яхте 13-сильный керосиновый двигатель; кроме того, она была снабжена парусами. Совершив в 1901 г. пробное плавание в Баренцево море, Амундсен остался доволен своим кораблем. В июне 1903 г. «Йоа» вышла на запад. Команда состояла всего из семи человек, включая самого Амундсена. Забавно, но к моменту отплытия он не смог расплатиться с кредиторами, поэтому команда пробралась на борт судна ночью, тайком, и так же скрытно «Йоа» покинула порт.

После того как норвежцы пересекли Атлантику и вошли в море Баффина, они сделали остановку в Годхавне на острове Диско. Здесь на борт погрузили 20 собак, о доставке которых Амундсен договорился с датской торговой компанией. Далее путь лежал на север, к стоянке шотландских китобоев Далримпл-Рок, где были пополнены запасы горючего и продовольствия. «Йоа» обогнула остров Девон и вошла в пролив Ланкастер. Преодолев его, она достигла небольшого острова Бичи. Амундсен провел магнитные наблюдения, чтобы определить направление, в котором находится магнитный полюс. Приборы показали - на западном побережье полуострова Бутия.

На пути к полуострову - вокруг острова Сомерсет через пролив Пил - норвежцев ждали серьезные испытания. Сначала «Йоа», проходя чрезвычайно сложный участок, наткнулась на подводную скалу. И тут внезапно налетел шторм. Казалось, последует еще один удар о скалы, на этот раз смертельный, но огромная волна подхватила суденышко и перенесла через риф. После того столкновения «Йоа» едва не лишилась руля. А однажды вечером, когда яхта остановилась у небольшого острова и все собирались спать, раздался истошный крик: «Пожар!». Горело машинное отделение.

С огромным трудом удалось залить все помещение водой. Счастье команды, что не произошел взрыв. Уже у самого полуострова Бутия корабль попал в страшный шторм, продолжавшийся четверо суток. Амундсену удалось маневрировать таким образом, чтобы «Йоа» осталась на плаву и не была выброшена на берег. Между тем уже шел сентябрь, быстро приближалась полярная ночь. Место для зимовки нашли на южном берегу острова Кинг-Уильям, в тихой бухте, со всех сторон окруженной холмами. Амундсен писал, что о такой бухте можно только мечтать. А ведь совсем недалеко отсюда разыгрались финальные сцены трагедии с Джоном Франклином в главной роли. К слову, останки нескольких участников британской экспедиции норвежцам удалось отыскать и захоронить.

Все необходимое, включая научное оборудование, было выгружено на берег. Построив теплый дом, обсерватории и установив приборы, норвежцы сделали также помещения для собак. Теперь следовало обеспечить себя пищей на зиму. Начали охотиться на оленей и вскоре настреляли целую сотню. Амундсен отмечал, что участники последней экспедиции Франклина погибли главным образом от голода - и это в местах с удивительным изобилием зверя и рыбы!

Во время охоты путешественники встретили эскимосов. Между ними быстро установились хорошие отношения. Эскимосы всем племенем перекочевали к зимовью норвежцев и поселились рядом. Всего пришло до 200 человек. Амундсен предвидел подобное развитие событий и захватил с собой множество товаров для меновой торговли. Благодаря этому ему удалось собрать замечательную коллекцию предметов эскимосского быта. Магнитные измерения и другие научные исследования задержали Амундсена на этом месте еще на один год. И все же в августе 1904 г. он на лодке отправился обследовать узкий пролив Симпсон, отделяющий остров Кинг-Уильям от материка.

А в августе следующего года этим проливом двинулась «Йоа». Ни один корабль до тех пор не плавал еще в этих водах. Три недели судно буквально ползло вперед, моряки беспрестанно бросали лот и отыскивали проход среди бесконечных скал и отмелей. Однажды киль корабля от дна отделял всего один дюйм воды! И все-таки прорвались. Когда моряки преодолели узкие извилистые проливы между материком и островами Канадского архипелага и вышли в море Бофорта, далеко впереди они увидели паруса. Это было американское китобойное судно «Чарль Ханссон», пришедшее из Сан-Франциско через Берингов пролив. Выходит, окончание пути совсем рядом, а вместе с ним и победа! Норвежцы не подозревали, что им понадобится еще целый год на преодоление последнего этапа. Лед становился все гуще, затем тверже, наконец 2 сентября «Йоа» застряла севернее Кинг-Пойнта, у канадского берега. Поражает скорость, с которой Амундсен преодолел расстояние от острова Кинг-Уильям до мыса Кинг-Пойнт: за 20 дней «Йоа» прошла почти 2 тыс. км, и по меньшей мере треть этого пути по узким мелководным проливам.

В своих воспоминаниях Амундсен писал, что задолго до экспедиции он старался приобрести всю имевшуюся литературу о Северо-Западном проходе. Благодаря этому он смог хорошо подготовиться к путешествию. При первом взгляде на карту Канадского архипелага кажется, что самый естественный путь из океана в океан - северный, через проливы Ланкастер, Барроу, Вайкаунт-Мелвилл и Мак-Клур. Однако как раз на этом пути мореплавателей ждут ловушки. В одной из книг, посвященных поискам Джона Франклина, Амундсен нашел предположение, даже пророчество о том, что настоящий проход будет найден тем, кто изберет более южный маршрут. Так и вышло.

Но вернемся к «Йоа», захваченной в ледовый плен. Самое обидное состояло в том, что Северо-Западный проход был уже пройден. И Амундсен принял решение сообщить миру о своем свершении. Для этого требовалось всего-то добраться до какой-нибудь телеграфной станции. Но ближайшая находилась в 750 км, за горным хребтом высотой 2750 м. В путь отправились в конце октября на нартах, запряженных собаками. В жуткий мороз добрались до реки Юкон, а 5 декабря достигли форта Эгберт, конечного пункта линии военного телеграфа. Амундсен написал около тысячи слов, которые немедленно были отправлены. Но именно в те дни провода на линии лопнули от мороза! Потребовалась неделя на устранение неисправности, после чего Амундсен получил подтверждение, что телеграммы дошли до адресатов. В ответ он получил сотни поздравлений.

В феврале 1906 г. путешественник покинул форт Эгберт и на собачьих упряжках двинулся вдоль торговых станций обратно к «Йоа». В июле лед отступил, и норвежцы без приключений достигли мыса Барроу, прошли через Берингов пролив и в октябре прибыли в Сан-Франциско. Незадолго до этого, в апреле 1906 г., город серьезно пострадал в результате знаменитого землетрясения, самого разрушительного в истории Соединенных Штатов. Амундсен подарил городу свою яхту на память о покорении Северо-Западного прохода.

Огромное напряжение и работа на износ не прошли для путешественника даром: в первые недели после окончания плавания все принимали его за 60- или 70-летнего старика, хотя на самом деле ему было только 33 года.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Руаль Амундсен, великий норвежский полярник

Другие действующие лица

Фредерик Кук, американский полярник, врач

Время действия

Маршрут экпедиции

Из Европы через Атлантику к Канадскому Арктическому архипелагу, затем на запад узкими проливами между материком и островами

Норвежский путешественник, рекордсмен, исследователь и великий человек Руаль Амундсен известен во всем мире, как

  • первый человек, покоривший оба полюса нашей планеты;
  • первый человек, побывавший на Южном полюсе;
  • первый человек, совершивший кругосветное путешествие с его замыканием на Северном полюс;
  • один из пионеров применения авиации - гидросамолётов и дирижаблей - в арктических путешествиях.

Краткая биография Руаля Амундсена

Руаль Амундсен (полное имяРу́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг А́мундсен ) родился 16 июля 1872 года в Борге, Норвегия. Его отец – Йенс Амундсен , потомственный морской торговец. Его мать – Ханна Салквист , дочь чиновника из таможенной службы.

Учеба в школе

В школе Руаль был всегда худшим учеником , но выделялся упрямством и обостренным чувством справедливости. Директор школы даже отказал ему в сдаче выпускного экзамена из опасения опозорить заведение неуспевающим учеником.

Амундсену пришлось записываться на выпускные экзамены отдельно, как экстерну, и в июле 1890 года он с большим трудом получил аттестат зрелости.

Дальнейшая учеба

После смерти отца в 1886 году Руаль Амундсен хотел учиться на морехода , но мать настояла, чтобы сын избрал медицину после получения аттестата зрелости.

Ему пришлось покориться и стать студентом медицинского факультета в университете. Но в сентябре 1893, когда внезапно умерла его мать, он стал хозяином своей судьбы и, бросив университет, ушел в море .

Морская специальность и путешествие в Арктику

В течение 5 лет Руаль плавал матросом на разных судах, а затем сдал экзамены и получил диплом штурмана . И в таком качестве в 1897 году отправился, наконец, в Арктику с исследовательскими целями на судне «Бельжика» , которое принадлежало бельгийской арктической экспедиции.

Это было тяжелейшее испытание. Судно оказалось зажато во льдах, начался голод, болезни, люди сходили с ума. Здоровыми остались единицы, среди них был Амундсен,- он охотился на тюленей, не боялся есть их мясо и тем спасся.

Северо-западный проход

В 1903 году на скопленные средства Амундсен купил подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» , построенную как раз в год его рождения. У шхуны был дизель всего в 13 лошадиных сил.

Вместе с 7 членами команды он вышел в открытое море. Ему удалось пройти вдоль берегов Северной Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый северо-западный проход .

Эта экспедиция была не менее суровой, чем первая. Пришлось пережить зимовку во льдах , океанские штормы, встречи с опасными айсбергами. Но Амундсен продолжал вести научные наблюдения, и ему удалось определить местоположение магнитного полюса Земли.

На собачьей упряжке он добрался до «жилой» Аляски. Он сильно постарел, в 33 года выглядел на 70.Трудности не испугали опытного полярника, закаленного морехода и страстного путешественника .

Покорение Южного полюса

В 1910 году он стал готовить новую экспедицию к Северному полюсу. Перед самым выходом в море пришло сообщение, что Северный полюс покорился американцу Роберту Пири .

Самолюбивый Амундсен тотчас поменял цель: решил идти к Южному полюсу.

Путешественники преодолели 16 тысяч миль за несколько недель, и подошли к самому ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Там пришлось высадиться на берег и на собачьих упряжках двигаться дальше. Путь преграждали обледеневшие скалы, пропасти; лыжи едва скользили.

Но несмотря на все трудности, Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года достиг Южного полюса. Вместе с соратниками он прошел во льдах 1500 километров и первым водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.

Полярная авиация

Руаль Амундсен летал на Северный полюс на гидросамолетах, приземлялся на острове Шпицберген, садился во льдах. В 1926 году на огромном дирижабле «Норвегия» (длиной 106 метров и с тремя двигателями) вместе с экспедицией итальянца Умберто Нобиле и американским миллионером Линкольном-Эллсвортом Амундсен осуществил свою мечту:

пролетел над Северным полюсом и приземлился на Аляске.

Но вся слава досталась Умберто Нобиле. Глава фашистского государства Бенито Муссолини прославил одного Нобиле, произвел его в генералы, об Амундсене даже не вспомнили.

Трагическая гибель

В 1928 году Нобиле решил повторить свой рекорд. На дирижабле «Италия» , такой же конструкции, что и прежний дирижабль, он совершил еще один полет на Северный полюс. В Италии с нетерпением ждали его возвращения, национальному герою готовили триумфальную встречу. Северный полюс будет итальянским…

Но на обратном пути из-за обледенения дирижабль «Италия» потерял управление. Части экипажа вместе с Нобиле удалось высадиться на льдине . Другая часть улетела вместе с дирижаблем. Радиосвязь с потерпевшими крушение прервалась.

Амундсен согласился стать участником одной из спасательных экспедиций команды Нобиле. 18 июня 1928 года вместе с французским экипажем он вылетел на гидросамолете «Латам-47» в направлении острова Шпицберген.

Это был последний полет Амундсена. Вскоре радиосвязь с самолетом, находившимся над Баренцевым морем, прервалась. Точные обстоятельства гибели самолета и экспедиции остались неизвестны.

В 1928 году Амундсен был награжден (посмертно) высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса .

В наши дни даже ребенок имеет общее представление о полярном мире: белоснежные равнины, удивительное явление природы северное сияние, гигантские айсберги и удивительные морские животные - белые медведи или пингвины.

Как много опасностей таят эти необыкновенные уголки Земли. Несмотря на все преграды путешественников и мореплавателей тянет к Северному и Южному полюсам, стремясь заполнить «белые пятна» на карте мира и доказать всем и себе, что человек способен на риск. Одним из первых кто сумел провести удачные полярные мореплавания, были норвежец Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен . Одному удалось стать первым человеком, побывавшем на Северном полюсе, другой же раньше всех добрался до Южной точки.

На юге Норвегии в городке Борг 16 июля 1872 года в семье судостроителя Амундсена , родился младший сын Руаль. Руаль мечтал связать свою жизнь с морем. В портовый город, где жил мальчик, приходили и он, чтобы понаблюдать за ними, ходил на пристань в любую погоду. Там он заслушивался от историй бывалых моряков о приключениях и подвигах на море. Руаль надеялся, что в один прекрасный день он тоже отправится открывать неизведанные земли. Норвежец Руаль Амундсен с детства мечтал об Арктике и готовился к будущим походам, усиленно тренируясь и увлеченно читая всю доступную ему литературу об освоении Севера. На Амундсена огромное впечатление производили рассказы о тех трудностях, что приходилось преодолевать команде Джона Франклина, английского исследователя и печально известного полярника.

Молодой человек занялся лыжными тренировками. В этом виде спорта он достиг прекрасных успехов. Кроме того, приучая себя к холоду, Амундсен спал с открытым окном даже в самые суровые холода.

Руаль в возрасте 18 лет повинуясь желанию матери, поступил на медицинский факультет университета. Юноша не старался себя проявлять в области медицинских исследований, поэтому со временем он оставил университет и призвался в армию. Благодаря усердным тренировкам Амундсен с легкостью преодолел и этот отрезок в своей жизни. Мечты о грядущих походах окрыляли его во всем.

Амундсен студент

В 1894 году Амундсен начал подготовку к предстоящим мореплаваниям . К тому времени он прочитал массу книг доступных ему об Арктике. Чтобы получить опыт в качестве моряка он отправился в плавание, начав в должности матроса. Изучая навигацию, он постепенно дослужился до штурмана, а затем сдал экзамен на звание капитана судна. Со временем Амундсен научился управлять судном во время шторма и стал опытным помощником капитана и отличным мореплавателем.

карты, изображающие Северный Ледовитый океан, во времена Амундсена представляли собой совсем не то, что сейчас

В 1897 году двадцатипятилетний Руаль Амундсен отправился в Антарктику на исследовательском судне «Бельгика » в должности первого штурмана. Путешествие оказалось сложным и не удачным. Судно на тринадцать месяцев застряло между льдами. Почти все руководство экспедиции слегло от цинги, и командование перешло к молодому штурману. Амундсен благодаря своим знаниям в медицине спас большую часть экипажа. Мореплавателям удалось вырваться из ледяной западни в 1899 году и судно «Бельгика » вернулось в Европу.

Благодаря полученному опыту Амундсен успешно сдал экзамены и приступил в 1900 году к организации собственной экспедиции в роли капитана. Взяв ссуду под собственный дом, он приобрел яхту «Йоа » водоизмещением 47 тонн и длиной 21 метр. Для найма команды и закупки продовольствия ему пришлось просить помощи друзей и искать спонсоров.

В ночь на 16 июля 1903 года яхта «Йоа » с командой из семи человек покинула порт Тромсё и взяло курс на Аляску через Баффинов залив, двигаясь между островами северного побережья Канады. Непростое мореплавание все же удалось завершить в 1905 году. Это означало, что он совершил поход к Северо-Западному проходу, тем самым 34-летний Амундсен совершил подвиг, не удавшийся его «советнику» Джону Франклину.

полярный исследователь Джон Франклин


По возвращению домой Амундсен мгновенно стал знаменитым и он совершил поездку по США, выступая с лекциями во многих городах. Полученные деньги позволили ему оплатить долги. Но эта независимость была не долгой. Планируя новую экспедицию, Амундсен вскоре наделал новых долгов. Найти деньги для экспедиции оказалось непросто. не раз стремились добраться до Северного полюса, но безуспешно. Наиболее известной была попытка Нансена. Он построил «Фрам », которое специально было приспособлено для плаваний в условиях арктического климата, однако до цели ему добраться не удалось. Руаль Амундсен решил заручиться поддержкой своего знаменитого предшественника. Он встретился с Нансеном и тот одобрил его план. Более того, великий мореплаватель подарил Амундсену шхуну «Фрам », тем самым назначая его своим преемником. Это также помогли решить финансовые проблемы - инвесторы поверили в замысел.

мореплаватель Амундсен

полярный мореплаватель Амундсен

шхуна «Фрам»

прибытие на Южный полюс

отправка в неизвестный путь

парусное судно «Мод»


Амундсен отправился в поход в начале августа 1910 года. Среди членов экспедиции царило подавленное настроение. Они не говорили об этом в слух, но успех исследователя Пири, который 6 апреля 1909 года достиг Северного полюса, неприятно сказывался на настроении команды. Наблюдая за таким положением дел, Амундсен в тайне принял решение. Выйдя в море, шхуна «Фрам » последовала по неожиданному пути. Предполагалось, что судно двинется к Арктике, но оно продолжало идти через Атлантический океан. Команда мореплавателей встревожилась, но Амундсен , капитан и главный руководитель экспедиции знал, куда направляется его шхуна. 12 октября, когда шхуна «Фрам » приблизилась к острову Мадейра у берегов Северной Африки, тайна раскрылась. Амундсен созвал команду и сообщил о смене курса. Он решил, раз уж не удалось стать первооткрывателем Северного полюса, то он покорит Южный. Информация о смене курса привела команду в восторг и вдохнула азарта.

В феврале 1911 года, когда в Южном полушарии закончилось лето, шхуна «Фрам » достигла берегов Антарктиды. В первую очередь мореплаватели организовали базу и обустроили несколько складов. С наступлением зимы основная часть экспедиции осталась пережидать ее в лагере. Остальная группа людей, состоящая из четырех человек 19 октября 1911 года, на собачьих упряжках покинула базу, устремляясь в глубь континента. Команда преодолевала до 40 км в день и 14 декабря 1911 года достигла своей цели - Южного полюса. После трехдневных наблюдений, проведенных в этой точки планеты, группа исследователей во главе с Амундсеном вернулась в лагерь. Норвежская общественность ликовала. Все поздравляли Амундсена с подвигом. Правительство поощрило мореплавателя и первооткрывателя щедрой наградой.

Но ученого не удовлетворяли собранные материалы, поэтому 7 июня 1916 года на судне «Мод», построенное за собственные деньги Амундсен отправился во второе плавание. Это судно имело множество новых приборов на то время, которые позволяли лучше маневрировать во льдах. Руаль Амундсен вложил в него почти все свои средства, предприняв еще один полярный подвиг. Его целью был снова Северный полюс. Побывать на самой северной точке Земли оставалось самой заметной мечтой мореплавателя. Амундсен решил сначала открыть Северо-Восточный проход вдоль северного побережья России. 16 июля 1918 года Руаль Амундсен отправился на судне «Мод» вдоль северного побережья России к Берингову проливу. С большим трудом он в 1920 году добрался Аляски. Полярник сломал руку и был вынужден сменить курс на Сиэтл для оказания медицинской помощи и требующего ремонта судну. Так закончилась вторая экспедиция Амундсена .

Амундсен провел блестящие экспедиции, побывал в Арктике и Антарктиде. Стал самым знаменитым полярным исследователем, однако именно столь любимая исследователем Арктика в конечном итоге и погубила его.

Некий итальянский воздухоплаватель Умберто Нобиле в 1928 году решил покорить Северный Полюс, добравшись туда на дирижабле. Однако после взлета Нобиле потерпел аварию. Сразу несколько спасательных групп бросились ему на помощь, в одной из них был и Амундсен . Ранее они были знакомы - вместе участвовали в совместной экспедиции на дирижабле «Норвегия» в 1926 году. Однако позже отношения между ними внезапно переросли во враждебные. Тем не менее, решение участвовать в спасении экспедиции итальянца Амундсен принял без промедления.

Экипаж крупного гидросамолета «Latam-47 » состоял из норвежцев и французов. В его составе Амундсен вылетел в неизвестном направлении. Надо сказать, он тщательно скрывал свои намерения. Об избранном маршруте никого не информировал, что впоследствии чрезвычайно осложнило поиски. Не оставил Амундсен и записей, с журналистами был краток и сдержан. Великий путешественник, будто заранее готовился к трагедии - продал свое имущество, расплатился с кредиторами. Очевидцы утверждают, что дальновидный Амундсен не взял даже аварийного пайка, лишь несколько бутербродов. Норвегия долго отказывалась поверить в гибель своего национального героя. Смерть Амундсена официально признали только через полгода после исчезновения гидросамолета. Страна почтила память знаменитого полярника несколькими минутным молчанием. А генерал Нобиле - соперник Амундсена, узнав о гибели норвежца, нашел в себе мужество вслух произнести: «Он победил меня ».

В честь норвежского мореплавателя и исследователя Руаля Амундсена названа гора в Восточной Антарктиде, залив Северного Ледовитого океана около берегов Канады, котловина в Северном Ледовитом океане, расположенная между хребтами Ломоносова и Гаккеля и море Тихого океана у берегов Антарктиды. В Норвегии создан исторический музей, посвященный великим полярникам.

памятник на острове Шпицберген. Отсюда Амундсен отправился в экспедицию

музей в Осло, Норвегия

полярная станция Амундсен-Скотт на Южном полюсе

 
Статьи по теме:
Как на нас влияют фазы луны
Вам приходилось замечать, что в некоторые дни месяца вы поднимаетесь утром бодрыми, полными сил и готовыми сворачивать горы, а в другие – весь день чувствуете себя вялыми и уставшими с самого утра, несмотря на полноценный сон? Если в это время у вас закра
Семинар - это современная форма общения с аудиторией
Александр Капцов Время на чтение: 11 минутА А Как существенно заработать без серьезных вложений, знают опытные организаторы тренингов либо семинаров. Правильный организационный подход и умелое проведение мероприятий приносят хорошую финансовую выгоду. Ка
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста
Эмоционально-волевая сфера дошкольника формируется в достаточно короткий промежуток времени. Пройдет всего 6-7 лет и в ребенке созреет самостоятельная, активная личность, внутри образуется стержень психики, который в дальнейшем становится основой характер
Правила дорожного движения для детей дошкольников Правила пдд для детей краткое содержание
С каждым днём всё увеличиваются и увеличиваются потоки транспортных средств на улицах. В такой ситуации родителям важно научить детей правилам дорожного движения (ПДД), потому что ничего не может быть важнее здоровья и жизни ребёнка, его безопасности. Как