Как по настоящему выглядел иисус христос. Размышления: Как выглядел Иисус Христос. Иисус был женщиной

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Все имеют представление, как выглядел Иисус Христос. В изобразительном искусстве Запада его образ использовался чаще всех других. По традиции, это мужчина с длинными волосами и бородой, длинной туникой с длинными рукавами (как правило белой) и накидкой (чаще синей).

Образ Христа стал настолько привычным, что даже его силуэт легко узнаваем.

Но так ли он выглядел на самом деле?

Скорее всего, нет.

На самом деле ставший знакомым образ берет начало в византийскую эпоху, начиная с IV века. В Византии главный упор делался на символизме образа Христа, а не на исторической точности.

Прообразом стало изображение императора на троне, пример которого можно увидеть на мозаике алтаря в церкви Санта-Пуденциана в Риме.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Изначально нимб был отличительной чертой бога света Аполлона, но затем начал появляться на изображениях Христа для подчеркивания его божественной натуры

Христос одет в золотую тунику. Это образ небесного правителя мира, напоминающий известную статую сидящего на троне длинноволосого бородатого Зевса. Памятник был настолько известен в античном мире, что римский император Август приказал сделать создать памятник себе, выполненный в таком же стиле (только без длинных волос и бороды).

Правообладатель иллюстрации Alamy

Византийские художники, перед которыми стояла задача показать Христа царем всего сущего, придумали новый образ, по сути являвшийся отражением помолодевшего Зевса. Со временем такое изображение богочеловека стало нормой. В наши дни к этому образу также добавилось что-то от хиппи.

Правообладатель иллюстрации Alamy

Так как же на самом деле выглядел Христос?

Рассмотрим от головы до пят.

1. Волосы и голова

Если первые христиане не пытались изобразить Христа небесным правителем, то он представал обычным человеком: без бороды и с короткими волосами.

Правообладатель иллюстрации Yale Collections Image caption Отражение примерной внешности Христа можно найти на стенах синагоги III века в городе Дура-Европос

Возможно, у Иисуса была борода, как это бывает свойственно странствующим мудрецам, но только лишь по той причине, что он не посещал цирюльника.

В целом небритость и борода были присущи философам и отличали их от всех остальных. Древнегреческий философ Эпиктет называл это "обоснованным, исходящим от природы".

В целом же в греко-римском мире I века считалось обязательным, чтобы мужчина был гладко выбрит и коротко стрижен. Длинные роскошные волосы и борода были уделом богов. Стриглись даже некоторые философы.

В древние времена борода не считалась отличительной чертой евреев. Мало того, когда евреев преследовали, гонителям было сложно отличить их от всех остальных (это описывается в Маккавейской книге). При этом на монетах, выпущенных Римом после взятия Иерусалима в 70 году, можно увидеть плененных евреев с бородами.

Правообладатель иллюстрации CNG Coins

Поэтому возможно у Иисуса в соответствии с традицией философов была короткая борода, как у мужчин с римских монет, но, скорее всего, у него были короткие волосы.

Будь у него волосы чуть длиннее, чем было общепринято, можно было бы ожидать какую-то реакцию. Считалось, что евреи с неостриженными бородами и длинными волосами были назареями, то есть теми, кто принял обет. То есть на какое-то время они посвящали себя Богу, обязуясь не пить вино и стричь волосы. В конце своего обета на специальной церемонии они брили голову в иерусалимском храме (об этом можно прочитать в новозаветной книге Деяний глава 21, стих 24).

Но Христос не принимал обет назарея, потому что в Библии говорится, что он пил вино. Его даже обвиняли, что он пьет его чересчур много. Будь у него длинные волосы и отличительные черты назарея, без комментариев о несоответствии его вида и стиля поведения точно бы не обошлось. Вино назарею не полагалось вообще.

2. Одежда

Во времена Христа богатые люди надевали длинные одежды по особым случаям, чтобы показать людям свой высокий статус. В одной из своих речей Христос сказал: "И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях" (Евангелие от Марка глава 12, стих 38).

Считается, что слова Христа являются наиболее исторически точными частями Евангелия, поэтому мы можем предположить, что сам он длинные одежды не носил.

В те времена средний мужчина носил тунику до колен - хитон, а туника женщины была длиной до щиколоток. Если что-то в этом распорядке менялось, возникал скандал. В апокрифических Деяниях Павла и Феклы, относящихся ко II веку, рассказывается, какой шок вызвала ситуация, когда женщина надела мужскую тунику. Чаще всего туники были сшиты из одного куска ткани.

Также мы знаем, что поверх туники также носили накидку, и известно также, что именно к этой части одежды прикоснулась женщина, желавшая получить исцеление (Евангелие от Марка глава 5, стих 27).

Накидку носили по-разному. Иногда она полностью закрывала тунику. (Некоторые философы предпочитали носить лишь накидку без туники, оставляя открытой правую верхнюю часть туловища).

Правообладатель иллюстрации Wiki commons

Определить положение и богатство человека можно было по размеру, качеству и цвету накидки. Фиолетовый и некоторые оттенки синего говорили о роскоши и почете владельца. Это были королевские цвета, потому что использовавшаяся краска была невероятно дорога.

Но цвета могли свидетельствовать и об ином. Историк Иосиф Флавий описал течение зелотов, желавшее освободить Иудею от римлян, - группу убийц-трансвеститов, носивших окрашенные накидки, намекая тем самым, что это предмет женской одежды. Из этого можно сделать вывод, что мужчины, не наделенные высоким статусом, должны были носить одежду из неокрашенной ткани.

Но Христос не носил белую одежду, для создания которой требовалось отбеливание или добавление мела. В Иудее такую одежду ассоциировали с ессеями, которые строго следовали еврейским законам. Разница между одеждой Христа и яркими белыми одеяниями описывается в девятой главе Евангелия от Марка, когда три апостола поднялись на гору с Иисусом, одежда которого начала излучать яркий свет. Перед преображением одежда Христа предстает самой обычной, сделанной из некрашеной шерсти.

Об одежде Христа также можно узнать во время описания его казни, когда римские солдаты начали делить его одежды, разорвав их на четыре части. Одним из элементов его одеяния, скорее всего, был талит - прямоугольное покрывало для молитвы.

3. Ступни

Христос несомненно носил сандалии. Их носили все. В пещерах, находящихся неподалеку от Мертвого моря и Масады, были обнаружены сандалии периода жизни Христа, поэтому мы можем составить о них представление. Они были простыми, подошвы которых были сделаны из толстых кусков кожи. Верх сандалий делали из кожаных полос.

Правообладатель иллюстрации Gabi Laron

4. Черты лица

Какими были черты лица Христа? Они были еврейскими. Совершенно очевидно, что Христос был евреем (или иудеем). Об этом можно прочитать в частности в посланиях апостола Павла. Как же выглядел еврей того времени?

В Евангелии от Луки говорится, что во время начала своего служения ему было 30 лет.

В 2001 году судебный антрополог Ричард Нив воссоздал модель жителя Галилеи для документального фильма Би-би-си "Сын Божий", взяв за основу череп неизвестного человека, найденный в том регионе. Он не утверждал, что это лицо настоящего мессии. Это был лишь способ увидеть Христа обычным человеком своего времени, потому что в его описании не говорится ничего о его исключительной внешности.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Многие христиане убеждены, что погребальная плащаница, хранящаяся в итальянском Турине, запечатлела подлинный лик Иисуса

Это можно сделать, взяв за основу найденные скелеты людей той эпохи.

На мой взгляд, лучше всего отражение примерной внешности Христа можно найти в образе Моисея, нанесенном на стены синагоги III века в городе Дура-Европос, из которого можно понять, как выглядел иудейский философ в греко-римском мире.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Вряд ли у Христа были голубые глаза, как то изображали некоторые художники

Там говорится, что Моисей носил некрашеную одежду, а его накидкой был талит. Это изображение очевидно дает более точное представление о историческом Христе, чем то, что придумали византийцы, воплотившееся затем в общепринятый стандарт.

Недавно наткнулся в Popular Mechanics на одну любопытную статью. Статья довольно-таки старая, но меня заинтересовала. Задумался я. Интересно получается, парадокс, можно сказать. Иисус Христос — самый известный человек за последние два тысячелетия, а как он выглядел — до сих пор загадка. В самом деле, о внешности Иисуса мы можем судить только по фантазиям художников, да по Туринской плащанице. Ни то, ни другое нельзя считать истинным, я думаю. Первое слишком субъективно, второе является скорее вопросом веры.

Традиционно в искусстве Иисуса Христа изображают облаченным в одеяния светлокожим мужчиной с опрятной бородой и ровными, светло-коричневыми волосами. Однако неугомонным ученым как всегда не сидится на месте. Один из них, британец, в сотрудничестве с израильскими археологами провели научный анализ, используя методы криминалистики, дабы решить, наконец, вопрос как же выглядел Иисус на самом деле. На мой взгляд, результат получился весьма неожиданным.

Белый человек из Оксфорда

Представления о внешности Иисуса изменялись в зависимости от времени, местности, культурных условий, однако постепенно приобрели более-менее единый вид, распространенный в наше время. Согласно этому стереотипу, Иисус имел светлую кожу, узкое вытянутое лицо, светло-коричневые (или даже светлые) волосы, а также добрые и печальные глаза. Длинные, распущенные волосы, аккуратная бородка и характерное одеяние делают его образ узнаваемым для всех.

Как шутя говорит один комик — Эдди Иззард, современный образ Иисуса это образ «белого человека из Оксфорда», вот и решили ученые провести реконструкцию, как же Иисус, как реально исторически существовавший человек, мог выглядеть. Сделать это было решено на основании временного периода и места действия жизненной истории Христа из древних текстов, используя методы криминалистической антропологии.
И вот тут, как сообщает Popular Mechanics, они столкнулись с проблемой.

«Нигде в Новом Завете образ Иисуса не описан, равно как и не было когда-либо обнаружено ни одного его изображения»

Криминалистические исследования

Ричард Нив, бывший сотрудник университета Манчестера в Англии уже имел опыт реконструкции внешности исторических лиц, в том числе Филиппа II Македонского, отца Александра Великого, и царя Мидаса из Фригии.

Используя методы, которыми обычно пользуется полиция для раскрытия преступлений, Нив с помощью современных криминалистических методик исследовал древние черепа из Иерусалима — региона, где Иисус жил и проповедовал.

Образ — результат исследований Нива (Изображение: PopularMechanics)

Рентгеновские «срезы» с трех черепов еврейских мужчин первого века нашей эры были созданы с помощью компьютерной томографии. Затем полученные данные были обработаны специальной компьютерной программой. В результате ученые определили где, какие и сколько мягких тканей располагались на черепах, конкретизировали мышцы и вид кожи лица. В итоге получился образ с гораздо более широкой формой лица, чем у европейских изображений.

«Весь процесс был осуществлен с использованием программного обеспечения, результаты сверены с антропологическими данными. Основываясь на этих данных, исследователи построили цифровую 3D-реконструкцию лица. Затем они создали макет черепа. Слои глины, соответствующие толщине ткани лица, указанной в компьютерной программе, были тщательно наложены на макет, затем сделали имитацию кожи. Смоделировали нос, губы и веки, повторяя контуры мышц», — сообщает Popular Mechanics

Новое лицо для древнего человека

При помощи этих манипуляций команда смогла выявить общие лицевые структуры, типичные для ближневосточного человека, жившего в Галилее на севере Израиля во времена Иисуса. Однако оставался открытым вопрос с цветом кожи и типом волос и прически.

Чтобы решить этот вопрос, Нив решил обратиться к античному искусству из археологических памятников региона. Если верить этим источникам, то Иисус должен был иметь смуглую кожу, носить густую темную бороду и короткие волосы, в соответствии с тамошними традициями того времени.

Как сообщает Popular Mechanics, в одной из глав послания Павла к коринфянам, говорится, что он, якобы, видел Иисуса, и затем высказывает мнение, что длинные волосы у мужчины это безобразие.

«Если муж растит волосы, то это бесчестье для него»

Благодаря этому высказыванию, у команды исследователей возникла уверенность в том, что у Христа просто не могли быть длинные волосы. Ни с точки зрения традиций, ни, уж тем более, с точки зрения того, что с внешностью, традиционно приписываемой Иисусу европейцами, он очень сильно выделялся бы на фоне соотечественников. А ведь Иуде пришлось даже указать на него, чтобы предать. Логичнее и проще было бы просто рассказать преследователям о его необычной внешности.

Археологические данные и останки скелетов говорят о том, что средний рост семитского мужчины два тысячелетия тому назад составлял примерно полтора метра, а вес около полусотен килограммов. Помимо того, если верно то, что Иисус был плотником, то он должен был проводить много времени на свежем воздухе, выполняя тяжелую работу, а, следовательно, был физически развитым, загорелым, с обветренной кожей, что значительно добавляло возраста его внешности. Во всяком случае, он должен был казаться старше своих лет.

Сын Божий

И напоследок хотелось бы рассказать о еще одной интересной интерпретации решения вопроса о внешности Христа. Итальянские исследователи, опять-таки в сотрудничестве с полицией, провели собственные эксперименты и создали свою версию реконструкции лица молодого Иисуса. В этом им помогла всем известная Туринская плащаница.

«С помощью Туринской плащаницы, ткани-савана с предполагаемого захоронения Иисуса, специалисты из полиции создали изображение внешности молодого Иисуса Христа. Они уменьшили размеры челюсти, подняли подбородок и выпрямили нос, «обратив вспять» процесс старения»

Полученный образ разительно отличается от созданного Нивом и гораздо больше напоминает традиционный идеал христианского Сына Божьего.

Предваряя возмущенные возгласы верующих, хочу сказать, что Иисус, похожий больше на неандертальца, мне, как европейцу и просто верующему человеку, тоже не очень по душе. Однако, нужно отдать дань объективности, которая намекает нам, что такой облик тоже мог иметь место, к тому же он имеет под собой хотя бы какие-то основания. Да и не знаем мы вообще, как же выглядел Иисус Христос в реальности.


Сегодня даже нерелигиозный человек знает, что личность Иисуса Христа исторически доказана. Однако, судя по всему, это был великий эзотерик и пророк, которого знают и почитают даже мусульмане (Иса, сын Марйам), но никак не бог, как его представила нам христианская церковь с «легкой руки» проповедника Павла, который никогда Иисуса сам не видел и его учеником не был. Зато, как говорили истинные ученики Иисуса, легко продался и стал ренегатом, перешедшим на сторону римлян, превратив чистое учение Христа в религию - мировую корпорации с многомиллиардным доходом.

Христианская религия исказила учение Христа, выбросив из него все, что ей было не нужно для своего господства над умами многомиллионной паствы. Например, из нескольких десятков книг учения (апокрифов) она оставила только четыре евангелия, неизвестно кем написанные, да еще письма и послания апостолов, составленные в большинстве случаев тем же Павлом.

Искажен был и внешний образ самого Иисуса Христа. В нашем представлении (образ созданный художниками и иконописцами) - это высокий мужчина европейского вида с длинными прямыми волосами – до плеч. Однако, как говорят исследователи, такой человек резко бы выделялся из тех, среди кого жил и проповедовал. Однако в Евангелии от Матфея, к примеру, говорится, что в Гефсиманском саду Иуде Искариоту пришлось даже показывать Христа солдатам, чтобы они арестовали именно того, кого следует, то есть он ничем внешне не отличался от всех прочих людей, живших в Иерусалиме.


Израильские археологи совместно с британскими учеными, занимающимися судебно-медицинской антропологией (определение внешности человека по косвенным признакам) решили воссоздать истинный образ Иисуса Христа. По всем данным он должен быть типичным евреем из Галилеи времен описания тех событий в Библии.

Проанализировав черепа людей, живших в Иерусалиме в первые годы нашей эры, а также использовав всю имеющуюся письменную информацию (христианские и прочие тексты), ученым и художникам с помощью современных компьютерных технологий (в частности над этим проектом работал медицинский художник Ричард Нив - Университет Манчестера) удалось воссоздать «достоверный» лик Иисуса Христа.

На полученном портрете Иисус выглядит коренастым мужчиной со смуглой кожей и кроткими темными вьющимися волосами, характерными для евреев того времени. Он смотрится гораздо старше своих тридцати лет, поскольку работал плотником – постоянно находится под палящим солнцем.

Кстати, заметим, что некоторые эзотерики, а также люди, отправляющиеся в своем подсознании в далекое прошлое под гипнозом (в свои прежние воплощения), описывали Иисуса Христа приблизительно также – коренастым, смуглым и с черными жесткими кудрями, правда, с более просветленным, духовным ликом, чем он получился у современных ученых-компьютерщиков.

Образ Спасителя, известный каждому, создан великими живописцами Микеланджело, Рафаэлем и Леонардо да Винчи, и именно они наделили Христа европейскими чертами, которые характерны для итальянцев и греков. Однако в арабских и африканских странах Спасителя часто изображают темнокожим. Культурологи считают, что в мире доминирует именно западноевропейский образ, но все-таки есть и другие варианты, которые зависят от культуры художника, изображавшего Христа. Так как же на самом деле он выглядел?

Согласно церковной литературе, Иисус был совершенно «обычным человеком» и «братом» людей. Учитывая, что он был родом из города Назарет, вероятнее всего, у Христа была ближневосточная внешность.

Над реконструкцией внешности Спасителя работали британские ученые и израильские археологи. Также в исследовании принимал участие Ричард Нив, известный своими «реконструкциями» Александра Великого, Филиппа II Македонского и других исторических личностей.

У Нива есть своя теория относительно того, кто же был прототипом сегодняшнего образа Спасителя. Папа Римский Александр VI, занимавший папский престол в XV веке, приказал уничтожить все изображения Христа, на которых он выглядел как семит. Вместо этого были написаны другие картины, и позировал для них Чезаре Борджиа, сын Александра VI. И его портрет действительно имеет определенные сходства с тем образом, к которому привыкли христиане.


Ричард Нив в процессе реконструкции портрета Христа работал с черепами из Иерусалима, которые принадлежали современникам Иисуса. Проведя множество исследований, Нив установил, каким могла быть форма черепа, как располагались мускулы на лице, какая была форма губ, носа и век.

Также в своих исследованиях ученый задействовал рисунки, датируемые I веком, и на них у Спасителя темные глаза. Нив установил, что средний рост семитов того времени был 155 см, а весили они около 50 кг.

Люблю спорить с атеистами: в таких спорах нет-нет да проскакивают тезисы, о которых мы, верующие, не задумываемся, однако именно на этих тезисах основывается часть атеистического мировоззрения.

Так, в споре с одним атеистом прозвучала мысль о том, что Евангелия не могли быть написаны людьми, видевшими Христа и общавшимися с Ним, потому что в них нет описания Его внешности, тогда как, например, о внешности Сократа мы знаем достаточно много из творчества его учеников и современников. Действительно, ни в одном из четырёх канонических (да и в многочисленных апокрифических) Евангелий не найти словесного портрета Спасителя, если не считать описания Преображения: «вид лица Его изменился » (Лк.9:29).

Но давайте вспомним, много ли мы знаем о внешности персонажей Библии вообще? Кроме оценочных, обтекаемых слов: «прекрасна», «прекрасен», «красива», «красив», – мы о внешности действующих лиц Библии не знаем ничего конкретного. Лишь о Давиде сказано, что он был белокур (1Цар.16:12; 17:42), – вероятно, потому, что блондины у семитов – экстраординарное явление. Нам, воспитанным на европейской литературе, где принято описывать облик героев, такая невнимательность Библии к наружности действующих лиц может показаться странной и даже подозрительной. Может возникнуть ощущение, что авторы библейских книг сознательно не описывали ничьей внешности просто потому, что не видели никого из тех, о ком писали.

Именно на этих ощущениях строят свои концепции атеисты, часто пользуясь только ощущениями, которые, накладываясь на убеждённость, что Бога нет, а Библия – это только «еврейские сказки», становятся в их сознании доказательствами. На деле же ощущения остаются ощущениями, избавиться от которых можно, взглянув на вопрос под другим углом.

Итак, как я уже говорил, мы все привыкли к европейской и порождённой ею американской литературе. Вся эта литература – от Гоголя до Фолкнера, от Гёте до Прилепина – имеет своим корнем греко-римскую письменную традицию, где принято описывать внешность того, о ком идёт повествование, или хотя бы акцентировать внимания на каких-либо её особенностях. Причём это относится не только к художественной, но и к биографической и исторической литературе. Так, Платон описывает в «Диалогах» внешность Сократа, будучи его современником, а Светоний в своей «Жизни двенадцати цезарей» достаточно подробно описывает внешность правителей Римской Империи от Гая Юлия Цезаря до Домициана, хотя был современником только трёх из них. Плутарх в своём «Сравнительном жизнеописании» также отмечал некоторые черты облика персонажей, живших задолго до него.

Библия же (Ветхий и Новый Заветы) относится к иной, обособленной еврейской письменной традиции, которая в эпоху эллинизма (после 323 г. до Р.Х.) впитала какую-то часть греческой культуры, но не растворилась в ней. Это влияние видно в Ветхом Завете. Как известно, так называемые неканонические книги Ветхого Завета и некоторые фрагменты канонических сохранились только на греческом языке. Если мы внимательно их прочтём, то заметим некоторые особенности, характерные для греко-римской письменной традиции. Так, например, в неканоническом фрагменте Книги Есфири – в указе Мардохея от имени Артаксеркса (Есф.8:12) – и в первой Макковейской книге – в письме к царю Спарты (1Макк.12:6) – используется характерное для греко-римской традиции надписание, оканчивающееся словом «радоваться». Такие надписания встречаются и в Новом Завете (см.: Деян.15:23; 23:26; Иак.1:1).

“В еврейской письменной традиции не было принято описывать внешность людей”

Итак, в еврейской письменной традиции не было принято описывать внешность людей. Причина этому не отдалённость и не мифологичность событий и персонажей Библии: эти факторы, как мы выяснили ранее, не мешали греческим и римским историкам и поэтам писать о внешности людей и богов. Об истинных причинах такого различия можно рассуждать и спорить, но факт этого различия на лицо. Еврейская письменная традиция более сдержанная, аскетичная, направленная на внутреннюю жизнь человека, на его поступки, а не на внешность. И именно поэтому ни в одном из Евангелий нет описаний ни Христа, ни Богородицы. Их нет даже у святого евангелиста Луки, грека по национальности, очевидно потому, что он довольно долго прожил в Иудее и перенял тамошнюю письменную традицию.

По-моему, такая невнимательность к облику евангелистов Христа даёт каждому читателю, из какого бы народа он ни был, возможность видеть в Спасителе что-то своё, поэтому в разных странах на православных иконах Христа и всех библейских персонажей изображают по-разному. На японских иконах Христос предстаёт перед нами с узкими глазами и безбородым, на эфиопских – чернокожим, у индейцев в Мексике – в головном уборе из перьев и с характерными чертами коренных жителей Америки и так далее. Эти иконы каноничны и по-своему красивы, а главное – позволяют японцам, африканцам и индейцам восходить от образа к Первообразу.

Вконтакте

 
Статьи по теме:
Гамбургский счет - идиоматическое выражение Что значит фраза по гамбургскому счету
. «Гамбургский счёт» представлял собой действительное соотношение силы и мастерства цирковых борцов, тогда как на арене цирка победитель схватки определялся по договорённости заранее: Гамбургский счёт - чрезвычайно важное понятие. Все борцы, когда борют
Как приготовить печень говяжью вкусной и мягкой?
0:1 0:11 Говяжья печень - один из лучших субпродуктов не только по вкусу, но и пищевой ценности. В отличие от свиной, она обладает слегка горьковатым, но приятным вкусом. 0:315 0:325 Если говорить о питательной ценности говяжьей печени, то она являетс
Рецепты приготовления горячего шоколада в домашних условиях с фото и полезные свойства напитка
Изысканный напиток, который несложно приготовить своими руками в несколько этапов. Горячий шоколад не только вкусный, но и более полезный, чем плиточный родственник. Секрет горячего шоколада в том, что при готовке он теряет некоторую часть сахара, становя
Творожная запеканка с овсяными хлопьями Творожная запеканка с хлопьями в духовке
Пошаговые рецепты приготовления творожной запеканки с овсяными хлопьями, яблоком, тыквой, грушей и орехами 2018-06-21 Рида Хасанова Оценка рецепта 11167 Время (мин) Порций (чел) В 100 граммах готового блюда 12 гр. 4 гр. Углевод