Чего не было в древнем риме. Почему древнего рима не было? Ранняя история Римской империи – Римская республика

Обычно Древний Рим у обывателей ассоциируется с известными мифами и античной архитектурой. Героические мужчины в золотых доспехах и на колесницах, очаровательные дамы в туниках и императоры-демократы, вкушали виноград в креслах для отдыха. Но реальность в Древнем Риме, как свидетельствуют историки, была не такой радужной и гламурной. Санитария и медицина находились на зачаточном уровне, а это не могло не отражаться на быте римских граждан.

1. Полоскание рта

В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.

Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы. В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.

2. Общая губка

На самом деле, римляне при походе в туалет брали с собой специальные гребни, предназначенные для вычесывания вшей. А самое худшее случалось после того, как люди справляли большую нужду. В каждом общественном туалете, который обычно одновременно посещали десятки других людей, была только одна губка на палке, которую использовали для подтирания. При этом губку никогда не чистили и использовали все посетители.

3. Взрывы метана

Каждый раз, когда человек заходил в римский туалет, он рисковал умереть. Первая проблема заключалась в том, что существа, живущие в канализационной системе часто выползали наружу и кусали людей в то время, как те справляли свои потребности. Еще более худшая проблема заключалась в накоплении метана, который иногда скапливался в таких количествах, что воспламенялся и взрывался.

Туалеты были настолько опасными, что люди прибегали к магии, чтобы попытаться остаться в живых. Стены многих туалетов были испещрены магическими заклинаниями, предназначенными, чтобы отпугивать демонов. Также в в некоторых туалетах стояли статуи богини удачи Фортуны, которой при входе внутрь молились люди.

4.Кровь гладиаторов

В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.

И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.

5. Косметика из мертвой плоти

В то время, как побежденные гладиаторы становились лекарством для эпилептиков, победители становились источником афродизиаков. В римские времена мыло было довольно редким явлением, поэтому спортсмены чистили себя, покрывая тела маслом и соскабливая отмершие клетки кожи, а также пот и грязь с помощью инструмента, называемого стригиль.

Как правило, эту всю грязь просто выбрасывали, но только не случае с гладиаторами. Их соскобы грязи и отмершей кожи расфасовывали в бутылки и продавали женщинам в качестве афродизиака. Также часто эту смесь добавляли в крем для лица, которым пользовались женщины в надежде, что станут неотразимыми для мужчин.

6. Эротическое искусство

Извержение вулкана, которое похоронило Помпеи, оставило этот город прекрасно сохранившимся для археологов. Когда ученые впервые начали проводить раскопки в Помпеях, они нашли вещи, которые были настолько непристойными, что их скрыли от общественности на долгие годы. Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.

К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на... тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день - пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.

7. Пенисы "на удачу"

Тема пенисов была довольно популярна в Риме, в отличие от современного общества. Их изображения можно было встретить буквально везде, их даже часто носили на шее. В Риме считалось модным среди юношей носить медные пенисы на ожерелье. Считалось, что они не только модные и стильные, но и могли "предотвратить вред", который могли нанести людям, которые носили их.

Также пенисы "на удачу" рисовали в опасных местах, чтобы обезопасить путешественников. К примеру, на ветхих и шатких мостах в Риме почти везде были нарисованы изображения пенисов.

8. Обнажение ягодиц

Рим уникален в том, что в нем первый раз в истории было зафиксировано письменное свидетельство обнажения ягодиц. Еврейский священник Иосиф Флавий впервые описал демонстрацию ягодиц во время бунта в Иерусалиме. Во время Песаха римских солдат направили к стенам Иерусалима, чтобы они наблюдали, не случится ли восстания.

Один из этих солдат, по словам Иосифа Флавия, "повернулся задом к стене города, приспустил штаны, нагнулся и испустил бесстыдный звук". Евреи были в ярости. Они потребовали, чтобы солдата наказали, а затем начали бросать камни в римских солдат. Вскоре в Иерусалиме вспыхнули беспорядки, а жест так и сохранился на тысячи лет.

9. Искусственная рвота

Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто "не лезло больше", а потом искусственно вызывали рвоту, чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не "заморачивались" и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

10. Напиток из козьего навоза

У римлян не было бинтов, но они нашли оригинальный способ останавливать кровотечение из ран. По словам Плиния Старшего, люди в Риме замазывали свои ссадины и раны козьим навозом. Плиний писал, что лучший козий помет собирали в течение весны и сушили, но в чрезвычайных ситуациях подходил и свежий козий помет. Но это далеко не самый отвратительный способ, которым римляне использовали этот "продукт".

Колесничие пили его в качестве источника энергии. Они или разводили вареный козий помет в уксусе или размешивали его в своих напитках. Причем, это делали не только бедные люди. По словам Плиния, самым большим фанатиком питья козьего помета был император Нерон.

В средних веках, после того, как Великая Тартария – огромная Славяно-Арийская Империя – потерпела несколько поражений от Тёмных Сил, с помощью «избранного» народа Иудейского, вся история земной цивилизации начала фальсифицироваться и переписываться с целью сокрытия правды о существовании и процветании на Земле многотысячелетней высокоразвитой цивилизации людей белой расы. С этой целью сжигались книги , библиотеки (подробнее об этом см. статью Александра Ходилова «Почему горели библиотеки») и целые страны, уничтожались памятники древности, и неугодные народы.

По свидетельству ортодоксальной истории, «римское» присутствие в Испании продолжалось с 218 г. до н.э. до середины 5 в н.э., то есть почти 7 веков (столько же, кстати, сколько и «арабское» 7-14 вв. н.э). За это время «римского» владычества страна существенно преобразилась. «Римляне» основали множество крупных городов и поселений с развитой инфраструктурой и единым архитектурным стилем, покрыли страну сетью удобных и качественных дорог, которые испанцы используют до сих пор, как основу для прокладки современных дорог, построили множество вилл, акведуков, фортификационных сооружений, храмов, форумов и театров.

Римской Империи в первом веке нашей эры не было, и этому есть множество доказательств, начиная с того, как нагло современные «историки» фабриковали Историю Древнего Рима! Нет, город Рим был и в античные времена, только не было никакой римской империи ! И чтобы убедиться в том, что это именно так, а не иначе, достаточно взглянуть на реальную карту Античной Европы, созданную в 1595 году знаменитым на весь мир и признанным картографом средних веков А. Ортелиусом

Тот факт, что этот картограф признан и весьма почитаем современными историками, не позволит им же его отрицать! А это очень важно для разоблачения фальсификаторов. Так вот, эта карта составлена А. Ортелиусом в 1595 году. И на этой карте отображена античная Европа ! Античная Европа по отношению к Средним Векам (1595 год). А это означает, что на этой карте изображена Европа, как минимум, за тысячу лет до создания самой карты! А это означает, что на карте отображена Европа не позже 5-6 века нашей эры! И… что видно на этой карте? На ней нет ни западной, ни восточной римских империй ! А, согласно современной «истории», они должны были быть и процветать! И эта карта - не единственная!

На карте Античной Европы нет Римской Империи, но на ней… большую часть материка занимает Славяно-Арийская Империя, которую в следующем тысячелетии будут называть Великой Тартарией! Только в античные времена Славяно-Арийская Империя занимала почти всю Европу, от неё совсем недавно «откололись» Britannica (Великобритания), Hispania (Испания и Португалия) и Gallia (Франция и Италия). Эти страны уже отделились от единой Империи Белой Расы, но в них ещё некоторое время правила династия Меровингов, однако это тема особого разговора! А вот на карте IX века уже есть Ромейская Империя (Ромея, а’Ромея). Ромейская Империя - это следующая страна, возникшая на очередной отколовшейся от Славяно-Арийской Империи территории (рис. 2)

Группа исследователей из университета Салерно во главе с профессором Адриано Ла Реджина подтвердила обнародованную в 2006 году гипотезу реставратора Анны Марии Каррубы, что “Капитолийская волчица” – символ Рима – была создана в XIII веке нашей эры, а не в V веке до нашей эры, как было принято считать до сих пор. С XVIII века, когда “Капитолийскую волчицу” описал крупнейший немецкий искусствовед Иоганн Винкельман, учёные полагали, что знаменитая скульптура является работой неизвестного этрусского мастера. В XIX датировку скульптуры, сделанную Винкельманом, пытались оспорить, по крайней мере, два исследователя, считавших волчицу поздней, средневековой работой, но их попытки ни к чему не привели. В 2006 году Анна Мария Карруба, специалист по металлургии, реставрировавшая “Капитолийскую волчицу”, обнаружила, что скульптура выплавлена целиком, а не по частям, как это было принято в античные времена, а значит, её не могли сделать раньше VIII-X веков





Есть многочисленные фотографии, на которых хорошо видны ведические символы, украшающие практически все строения вилл, которые правильнее будет называть Русскими Виллами, а не римскими! Это – фотографии материальных свидетельств! Это – не мифы и легенды, придуманные нечистоплотными исТОРиками, а многие сотни вполне узнаваемых и достаточно точно датированных старинных строений, превосходящих по многим параметрам современные европейские «творения», от которых просто так не отмахнёшься! Мы с Вами воочию убедимся в том, что уровень строительства Русских Вилл 15-20 веков назад во многом превосходил даже сегодняшний! И это является весомым доказательством того, что 2 тысячи лет назад наши пращуры не жили на деревьях, как нас пытаются убедить наши заклятые друзья, а владели определёнными знаниями и технологиями, до которых мы сегодня ещё не додумались!

Вот несколько фотографий Виллы «Ла Ольмеда» (La Olmeda) в Испании, на которых хорошо видны свастики и другие ведические символы на великолепном мозаичном полу (подробнее см. подраздел Хронологии «Ведические символы»). Эта вилла датируется серединой IV в. н.э. Она находится в провинции Паленсия на северо-западе Испании и была открыта совершенно случайно. В 1968 году местный житель Хавьер Кортес решил прорыть небольшой канал для полива на своём поле. Мотыга наткнулась на груду камней. Так была обнаружена вилла общей площадью 4 000 квадратных метров.



Вилла Альменара-Пурас, провинция Валадолид (Almenara-Puras, Valladolid), центральная Испания; Агилафуэнте (Aguilafuente, Segovia), северо-центральная Испания; «римские» термы в Бадалоне (около Барселоны), северо-восток Испании; Делакуэса (De la Cueza, Palencia), центральная Испания.



Вилла Эльсмунтс, провинция Таррагона (Els Munts, Tarragona), северо-восток Испании; Батиталис (Lugo, Galicia), северо-запад Испании; Фортунатус де Фрага (Fortunatus de Fraga, Huesca), центр Испании.



Не меньший интерес представляет и организация «отхожего места» (latrinae) на «римской» вилле. Вспомним, когда было построено это здание – ещё до нашей эры! А теперь вспомним, что творилось ещё совсем недавно в так называемой просвещённой Европе, окутанной «светом» христианства. Там повсеместно помои и нечистоты просто выливались из окон на улицы, прямо на головы прохожим (См. статью «Средневековая Европа. Штрихи к портрету», Часть 1 и Часть 2). Так вот, «римские» уборные на фермах были снабжены системой канализации, которая обеспечивала быстрое удаление любых отходов и запахов. Кроме этого, помещение было оборудовано жёлобом, в котором постоянно текла проточная вода, и имелись мочалки с длинными ручками, использовавшиеся вместо туалетной бумаги – прообраз современного биде! Тут же находился небольшой рукомойник. Так что, как мы можем убедиться собственными глазами, более 2-х тысяч лет назад наши предки строили такие «виллы», о которых сегодня можно только мечтать. И делали это так искусно и надёжно, что нашим строителям до них очень далеко: не только мозгов и трудолюбия не хватает, но и знаний почти не осталось…

Такие бани обнаружены на многих «римских» виллах на территории Испании. И тут возникает вопрос: откуда в тёплой стране могла взяться подобная «банная» культура? И куда она потом делась? Ведь сейчас в Испании бань практически нет! И местные жители даже понятия о них не имеют! После соответствующих поисков и размышлений, напрашивается один-единственный логичный ответ на этот вопрос: бани и культуру пользования ими принесли на иберийский полуостров Славяно-Арии. Больше просто некому! А когда после свержения династии Меровингов их начали потихоньку вырезать, то вместе с ними пропали и бани, и культура пользования ими! Вот такая исТОРия…

Почему я всё время слово «римский» беру в кавычки? Да потому что «Римская Империя» была придумана лживыми историками для того, чтобы обмануть нас с Вами и скрыть Славяно-Арийскую Империю или Великую Тартарию, которая как раз и владела всеми землями, приписываемыми «римлянам». И не только владела, но и строила все сооружения, которые сегодня считаются римскими. Подтверждением этому служит то, что на многих объектах, особенно это касается сравнительно недавно отрытых (в прямом смысле этого слова) вилл, изображены многочисленные и разнообразные славяно-арийские символы. А кроме символов, там изображены и хозяева этих вилл, которые никак не похожи на низкорослых, черноволосых и курчавых латинян, которые в это время ещё пасли свои стада вокруг малярийного болота между холмами, которые позднее назовут римскими (см. статью Виктора Шипилова «Жизнь на Мидгард-земле»).

И сегoдня мы учим древнюю и средневековую историю в значительной мере, опираясь на точку зрения именно западно-европейских реформаторских школ XVI-XVII веков. Которые со временем слились в одну общемировую историческую школу, господствующую ныне. Именно этим обстоятельством по нашему мнению и объясняется сложившееся в XVI-XVII веках ложное представление, что будто именно итальянский Рим безраздельно господствовал над всем «античным» миром. На самом деле, многовекoвое всемирное господство итальянского Рима существует лишь на бумаге. В воображении историков скалигеровцев бумажные железные легионы итальянского Рима сурово давят бумажных же «варваров», гepмaнцев, славян и прочих. На самом же деле, как мы теперь понимаем, всё было совсем не так».

А многие ли из нас знают о существовании Средиземноморской Руси? Скорее всего, не многие, но такая Русь жила в течение 2-х тысяч лет – с IV тыс. до н.э. по II тыс. до н.э. Об этом рассказывает Анатолий Абрашкин в своей книге «Скифская Русь», вышедшей в 2008 году:

«…Приблизительно в середине ХIII в. до н.э. малоазийская Арсава сумела освободиться из-под власти хеттов. В то время это был единственный «островок» в Передней Азии и на Ближнем Востоке, где представители арийских племён могли считать себя независимыми. Но впереди уже маячил призрак Троянской войны – войны, в ходе которой Средиземноморская Русь погибла. Её гибель подытоживала более чем двухтысячелетний период арийской гегемонии в Средиземноморье и Двуречье. Проникнув сюда приблизительно в середине IV тыс. до н.э., они вместе с коренными народами Египта, Ближнего Востока и Месопотамии создали уникальные цивилизации.

Арии обустроили земли современной Греции и были в числе создателей крито-микенской культуры. Следы ариев видны повсюду. Профессионалам прекрасно известно, что в Трое были найдены предметы с изображением свастики (символа коловорота, кругового движения солнца) – характерного знака древних ариев. Но все заслуги в строительстве средиземноморских государств они приписывают египтянам, грекам и семитам.

Перед всеми нами, живущими в России начала ХХI в., налицо последствия развала Советского Союза. Прошло совсем немного лет, а какая из бывших союзных республик, исключая Белоруссию, поминает добрым словом русских? Кто отстроил города в Средней Азии? Кому прибалты обязаны своим промышленным потенциалом? Где учились современные лидеры национальных элит? Всё прочно забыто. Что же говорить о событиях четырёхтысячелетней давности?

Но логика истории такова, что имя «Русь», родившись на просторах Русской равнины, вместе с переселенцами-ариями распространилось в самых разных направлениях. Наши предки непосредственно участвовали в жизни древнейших мировых цивилизаций. Во II тыс. до н.э. на территории Палестины, Сирии и западе Анатолии они создали государство Русь (Рутену, Арсава). И это тоже наша история!»

А современник А.С. Пушкина – Егор Иванович Классен, известный историк и общественный деятель – написал замечательные слова в книге «Hовыe материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно руссов до рюриковского времени в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова»:

«Славяноруссы, как народ, ранее римлян и гpeкoв образованный, оставили по себе во всех частях cтapoгo света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности, искусствах и просвещении. Памятники пребудут нaвceгдa неоспоримыми доказательствами; они говорят нам о действиях наших предков на языке, нам родном, составляющем прототип всех славянских наречий...»

Кое-что интересное можно найти в одной из книг Валерия Дёмина «От Ариев к Русичам», в главе «Повторная колонизация славяно-ариями Русской равнины и Европы»:

«Выдержки из “Велесовой книги”, “Иоакимовской летописи” и “Мазуринского летописца” для нас важны ещё и тем, что они позволяют нам реконструировать нашу прошлую историю, которая абсолютно не соответствует изыскам академической исторической науки.

Славяне-арии, во главе со Словеном, Русом и Скифом, начав движение от Южного Урала на запад около 4430 лет назад, в силу малой заселённости Русской равнины, сравнительно быстро, уже в 2409 году до с.л., завоевали Причерноморье до Дуная включительно и покорили семитскую араттскую (трипольскую) цивилизацию в Поднепровье и на Дунае. В честь князя Скифа славяне-арии назвали себя скифами, а страну и государство (родовую федерацию) назвали Великой Скифией. В этом реализовалась прекрасная славяно-арийская традиция, по имени своих знаменитых предков называть вновь образованные арийские народы и страны.

Затем славяне-арии разделились на три части. Первая часть славян-ариев во главе со Словеном и Русом двинулась на север и обосновалась у озера Ильмень и на юго-восточном побережье Балтийского моря. Эта часть назвала себя словенами по имени князя Словена. Страна и государство (родовая федерация) были названы Словенией. Столицей Словении стал Словенск (Великий Новград).

Вторая часть славян-ариев во главе с сыном Скифа Вендом, продолжила движение на запад и северо-запад. Победоносное движение славян-ариев на запад завершилось овладением землями почти всей Европы “на вскрай моря и от моря до моря”. Это означает: до крайнего моря на западе и от Скандинавского до Адриатического морей. Именно в это время кельты оказались в подчинении славян-ариев. А выход славян-ариев к Адриатике заставил греков-ахейцев двинуться в юго-восточном направлении. Эта часть славян-ариев в честь своего князя Венда назвалась вендами (венедами), а страна и государство получили название Венедия. Позднее расселившиеся в Померании славяне-арии стали называть себя поморскими русичами (пруссами). Столицей Венедии стал Старград на Лабе (Эльбе). Скандинавское море было переименовано в Венедское море.

Третья часть славян-ариев, во главе с внуком Скифа Колом, осталась в Причерноморье... Именно в честь князя Коло славяне-арии (скифы) стали называть себя сколотами, то есть славянами Коло. А страна и государство (родовая федерация) по имени князей стала называться Русколанью, что означает страна – Руса и Коло…»

Славяно-Арии, пришедшие на Запад из зауралья, и были тем источником знаний и профессиональных навыков, малую долю которых освоили некоторые народности изгоев дикой и полупустой Европы несколько тысяч лет назад. И именно славяно-арии строили города, храмы, виадуки, виллы, дороги, повторить которые вряд ли смогут даже сегодняшние инженеры… Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим

О повседневной жизни древнего Рима в преддверии одноименного курса лекций рассказал Максим Белкин, доцент кафедры истории Древней Греции и Рима исторического факультета СПбГУ

В чем особенности общественных отношений в Древнем Риме в эпоху расцвета?

Во-первых, нужно помнить, что древнеримская цивилизация - рабовладельческая. И общественные отношения зависели от отношения рабов и рабовладельцев. Конечно, внутри свободного коллектива были непростые взаимоотношения. Знать и бедняки, вступая в контакт, тоже влияли на развитие цивилизации. Но это не определялось в большой мере антагонистическим противостоянием.


Кроме того, надо помнить, что само понятие «римлянин» объединяло совершенно разные этнические группы. Рим не просто подчинил все народы, населявшие Средиземноморье, но успел их вовлечь в свою культуру, историю. И постепенно многие галлы, германцы и греки стали воспринимать себя, как римляне. Человек в Палестине и человек в Галлии - это гражданин Римской империи, если, конечно, он получал права гражданства.

Была легкость в усвоении латыни. Кроме того, римляне во всех областях своей империи проводили примерно схожую политику, связанную и с развитием римского права, и с хозяйственными особенностями, и с ценностными, ментальными моментами. Мы видим миграцию населения. Римские граждане начинают жить в Африке, а африканцы - наоборот, в районе Дуная. Те, кто сопротивлялся ассимиляции, испытывали сложности в интеграции. Например, иудеи, которые пытались внутри этого общего «котла» сохранить свою идентичность.

Быт в различных областях Древнего Рима был унифицирован?

Каждая область, каждый маленький городок стремился повторить Рим, насколько это было возможно. В каждом городе был свой амфитеатр, цирк - любовь к гладиаторским боям была крайне велика. Кроме того, было общее увлечение банями или термами. В каждом маленьком городе были десятки бань. С другой стороны, ритм жизни в Риме и в небольшом городе отличался . Рим, как город, часто привлекал бездельников в большом количестве, которые пытались заработать на жизнь подачками богачей и государства. В маленьких городках была совсем иная, трудолюбивая жизнь. Конечно, были отличия между западной частью Римской империи (Галлия, Иберия) и восточной.

На востоке многое сохранилось от греко-македонской цивилизации. Во-первых, распространение греческого языка. Если даже малограмотный галл знал латынь, то на востоке такого могло не быть. Императорские указы дублировались на греческом языке. Он же оставался основным языком для философии, ораторского искусства.

Заседания в Сенате могли идти только в светлое время суток.

Вы говорите, что население на востоке империи не воспринимало язык. Значит ли это, что центральная власть навязывала ему латынь?

Безусловно. Но большая часть населения империи язык все-таки воспринимала. Те же галлы десять лет сопротивлялись Риму, но после завоевания легко прошли романизацию, потому что значительная часть населения была сразу вовлечена в экономические процессы. Но на востоке долгое время существовала особая общность, которой были близки традиции восточных культур. Это же был не варварский мир Европы, а мир высокой культуры.

В чем сходство Рима, как города, и современных мегаполисов?

Это был большой вечно шумящий столичный город. Очень много занятых и спешащих куда-то людей, много государственных учреждений, вся имперская администрация. Еще большая, чем сейчас, концентрация населения на квадратный километр.

В Риме было классовое разделение по районам?

Конечно. Самые богатые жили в центре и на холмах, где воздух был чище. И были районы бедноты, застроенные многоэтажными домами.

Они были опасны для случайно забредшего?

Конечно. Вообще, весь Рим - особенно ночью - представлял собой определенную опасность. Сами императоры любили позабавиться ночными похождениями, грабежами. Тот же Нерон, надевая парик, врывался в кабаки и постоялые дворы, устраивал потасовки, грабил - а потом продавал награбленное, пока однажды его сильно не избили, из-за того, что он приставал к жене одного сенатора. После того он стал ходить не один.

А с сенатором что стало?

До поры до времени прощали, а потом, припомнив все, казнили.

Императоры выкупали землю у частных владельцев и строили форумы

Рим был таким грязным, как об этом писали в учебниках?

С одной стороны, конечно, в районах с многоэтажными домами часто все нечистоты просто выбрасывали на улицу. С другой стороны, Рим потреблял большое количество воды. Сами люди использовали воду при любой возможности. Ежедневный поход в терму считался нормой. Было большое количество общественных уборных. Мусор вывозили по ночам. Днем вообще был запрещен проезд повозок, кроме тех, что участвуют в жреческих процессиях или строительных работах. Была своя полиция, были свои пожарники. Была канализация - общегородская, не в каждом доме. Как могли, старались сохранять и личную, и городскую чистоту.

В период расцвета в Риме было до тысячи общественных бань и банных комплексов - императорских терм, где могло размещаться 5-6 тысяч человек одновременно. Это была не просто потребность в мытье, а даже норма жизни и общения. Нечто подобное сохранилось и до наших дней, как элемент поддержания некоего микроклимата в коллективе.

Есть Александрийская библиотека. Было ли в Риме что-то подобное?

Мы абсолютно точно можем сказать, что все городское население было грамотно. В сельской местности грамотность была ниже, но в период расцвета Римская империя была городской цивилизацией. Конечно, точной статистики нет, но можно предполагать, что чуть ли не половина населения жила в городах. И эта половина была полностью грамотной. Раскопки в Помпеях показали, что даже рабы и гладиаторы были грамотными - могли, например, нацарапать свое имя, оставить на стене послание к другу. Те, кто проходил обучение в школах, часто много читали. Были общественные, частные библиотеки. Особенно хорошо распространялась поэзия.

Они где-то продавались?

Конечно. Правда, поэты и писатели часто сокрушались, что своим творчеством трудно не то что богатство нажить - на жизнь порой не хватает. А так книги, конечно, переписывались, издавались. Еще были очень популярны письма. Частная переписка - отдельный важный жанр. Римляне считали, что письмо не носит личный характер. Те же письма Цицерона или Плиния младшего дошли до нас только потому что были изданы - иногда даже при жизни. Письма всегда читались вслух. Римляне вообще много читали вслух или просто бормотали что-то про себя.

Фривольным римским развлечениям пришел конец с появлением христианства

День мегаполиса сейчас - с 7.00 до полуночи - а как в Риме был регламентирован рабочий день?

От восхода до захода Солнца. Так шел рабочий день и простого человека, и сенатора. Вся официальная жизнь заканчивалась заходом Солнца. Если, к примеру, заседание Сената, суда, народного собрания к тому моменту не закончилось, то решение могло быть отменено.

Хотя, как правило, все дела заканчивались намного раньше. Последние 5 - 6 часов отводились на принятие пищи - такой обед, переходящий в ужин - мирную беседу, посещение бани.

В чем заключался упадок Рима?

Понятие упадка и разложения нравов довольно относительное. Римляне уже в конце республики сокрушались по поводу упадка нравов. Через сто лет восхищались тем, какие были нравы в конце республики. Вместе с тем, конечно, правдива знаменитая фраза, уже потерявшая автора, о том, что «Рим погубили симпозиумы»: все эти бесконечные возлежания, пиры. Отказ от производительной жизни. По Риму было видно, что деловая жизнь замирала. Провинции стремились к чему-то более прогрессивному. Там были более чистые нравы, там была выше деловая активность. Уже к III веку было понятно, что Рим просто потребляет, что центр, как связующее звено, уже не нужен. Тогда отдельные части империи стали задумываться о большей независимости.

Раскопки города Помпеи (на фото) позволили узнать о высоком уровне грамотности городского населения империи

Получается такой вариант лозунга «Хватит кормить Москву», только в римском варианте?

Да. На протяжении своей истории Рим прошел несколько стадий имперского пути. То есть сначала это была колониальная империя - такая, как, например, Британия или Франция к началу XX века. Потом Рим превратился в территориальную империю: такой была Россия или Аствро-Венгрия в начале XX века - когда многие окраины стали развиваться эффективнее и лучше, чем сам центр. До поры до времени политический центр был нужен - пока был сильный император. Как только власть в центре ослабевала, империя распадалась на разные части.

Как жизнь в Риме времен упадка империи отличалась от того, что было во II - III веках?

Конец империи - это уже времена христианства. Постепенно запрещались гладиаторские бои, языческие праздники, жертвоприношения. В зависимости от того, как быстро происходило приобщение населения к христианству, уменьшался интерес к публичным домам, которые в Риме в I - II веках были очень развиты.

Более того, происходит сокращение населения - прежде всего, городского. Это связано с варваризацией, переселением народов, которым была чужда римская цивилизация - прежде всего, готам, франкам, бургундам, саксам. В IV - V веках они несли быт и нравы своего общества. Городское население редело, сами города постоянно подвергались разграблению. И к IV веку нашей эры две трети - а, возможно, и пять шестых - населения империи жило в сельской местности под покровительством какого-нибудь богатого человека, который держит свою охрану, строит замок, забирает все произведенное себе и защищает свое население. Во многом, падение Рима - это падение городской культуры. На востоке она сохранялась дольше. А запад превратился в сельскую местность.

Обычные развлечения римлян времен расцвета (на картине - театр того времени) кончились, когда христианство стало государственной религией

В чем были особенности быта горожанина времен конца империи?

Они связаны, в первую очередь, с христианской культурой. Происходил отказ от многих развлечений. Древний человек в храме много времени не проводил, а при христианстве значительную часть времени люди стали проводить в молитве. Религия заполняла то, что было присуще римлянам I - II веков. Город приходил в упадок. Города стали грязнее, в них перестала поступать вода, отменились запреты на домашний скот и огороды на городской территории.

Как выглядела римская улица времен расцвета и упадка?

Заполненная населением дорога. Постоянно суетящийся народ. На этой улице можно встретить кого угодно: рабов, патрициев, туристов. К концу империи эта улица стала безлюдной. Меняется одежда. Римляне I - II веков брили бороды и носили короткую стрижку. С III века в моду входит борода, длинные волосы, темные одежды. Туники и тоги уходят в прошлое. Появляются штаны, римлянам несвойственные. На улицах исчезают мимические представления, уличные игры - в кости, в бабки - с ними боролась церковь. Их и в языческом Риме запрещали - но тогда на это никто внимания не обращал. В христианском Риме эти запреты проповедовались.

Каков был ранний Рим? Маленький и уютный городок?

Он был небольшой, но неуютный. Император Август говорил, что взял «Рим кирпичный». На самом деле, он был еще деревянный. Маленькие, кривые улочки. Намного меньше воды, богатых особняков, много грязи. Мало порядка.

Республиканский Рим к I веку уже был большим (200000 человек), но неуютным городом. Вот почему римляне часто, посещая другие города, восхищались ими и с ужасом возвращались в родной город, ничем не напоминающий «владыку мира». И только императоры - особенно самые первые - сделали его роскошным мраморным городом.

Древний Рим так часто грабили, что горожане в III веке из него побежали (на картине - руины римского храма в XVIII веке)

Сейчас ведь тоже много говорят о перестройке городов, обустройстве общественных пространств. Как императоры переделывали Рим?

Видите, тут еще одна важная связь между древностью и современностью. Императоры кардинально перестраивали город. Многочисленные пожары позволяли это сделать. Известно, что Нерон вообще собирался полностью перестроить Рим, но не успел это сделать. Пожар 64 года уничтожил три четверти территории года.

Императоры покупали участки земли - а она тогда была дорогая - у частных владельцев и строили там форумы, храмы, термы, театры. Или, к примеру, пользовались происшествиями - вроде пожаров и наводнений - и строили новые сооружения из доступного тогда мрамора. Уже тогда архитектура стала больше походить на греческую, с многочисленными портиками, колоннами. Появилось больше свободного пространства в центре города - создавались императорские и общественные сады. Уничтожались и переносились за окраины кладбища в центре города. На одном из знаменитых кладбищ был сделан сад Мецената - сторонника Августа. Иногда императоры срывали холмы для строительства площадей. Высота колонны Траяна как раз соответствовала величине срытого им холма.

Вообще, получается, что современный мегаполис на Рим очень сильно похож. Как вы считаете?

Конечно. Есть даже целые фильмы, снятые на эту тему. В Риме разве что не было машин и общественного транспорта.

Пиры и симпозиумы привели к тому, что Рим перестал что-либо производить

К приезжим тогда тоже было негативное отношение?

Однозначно трудно сказать. Под термином «римлянин» подразумевалось слишком много разных национальностей. Но, например, долгое время слово «грек» было ругательным, презрительным. Презирали выходцев с востока: сирийцев, иудеев. Долгое время иудеев от христиан не отличали. Сирийцев считали мистиками, астрологами, магами.

Многое зависело от того, являешься ли ты римским гражданином или нет. Если являешься, то ты оказываешься включенным в какое-то особое общество. Если нет - значит, ты стоишь особняком.

Как были развиты социальные лифты? Можно было из простого гражданина превратиться в чиновника?

Чтобы стать чиновником, конечно, нужно было гражданство. А вот в плане бедности и богатства все было намного проще. Вообще римское общество отличалось быстрой подвижностью. Бывшему рабу было проще разбогатеть, выбиться в люди. Ведь, получив вольную, он автоматически получал гражданство, часто у него было уже большое состояние. В некоторой степени, положение вольноотпущенника было немного ущербным. С другой стороны, бывший раб мог спокойно поступить на государственную службу - разве что верхние уровни чиновничьей карьеры были для него закрыты. Но многие бывшие рабы становились намного богаче свободных людей.

Какие средства массовой информации тогда были?

С конца республики существовали так называемые «Официальные ведомости». Они были устными, но со времени первых императоров в центре Рима вывешивалась табличка с краткой официальной информацией. Иного потока информации практически не было. Существовали слухи, молва. Самые простые римляне вообще мало знали о том, что происходило на других концах империи.

Одной из величайших цивилизаций Древнего мира по праву считается Великая Римская империя. До ее расцвета и долгое время после краха западный мир не знал более могущественного государства, нежели Древний Рим. За короткий промежуток времени эта держава смогла покорить себе огромные территории, а ее культура продолжает оказывать влияние на человечество и по сей день.

История Древнего Рима

Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов - латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.

Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата - Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реми Сильвии. Оказавшись в центре заговора, они были на волосок от смерти. От верной гибели братьев спасла волчица, которая вскормила их своим молоком. Повзрослев, они основали прекрасный город, который был назван в честь одного из братьев.

Рис. 1. Ромул и Рем.

Со временем из простых земледельцев вышли прекрасно подготовленные воины, которым удалось покорить не только всю Италию, но и многие соседние страны. Система управления, язык, достижения культуры и искусства Рима распространялись далеко за его пределы. Закат Римской империи пришелся на 476 год до н.э.

Периодизация истории Древнего Рима

Становление и развитие Вечного города принято делить на три важнейших периода:

  • Царский . Древнейший период Рима, когда местное население состояло по большей части из беглых преступников. С развитием ремесел и формированием государственного строя Рим начал развиваться быстрыми темпами. В этот период власть в городе принадлежала царям, первым из которых был Ромул, а последний - Луций Тарквиний. Правители получали власть не по наследству, а назначались сенатом. Когда для получения заветного трона начали использовать манипуляции и подкупы, сенат принял решение сменить политическое устройство в Риме и провозгласил республику.

В древнегреческом обществе было широко распространено рабство. Наибольшими привилегиями пользовались рабы, прислуживавшие господам в доме. Тяжелее всего приходилось невольникам, чья деятельность былая связана с изнурительной работой на полях и разработках залежей полезных ископаемых.

  • Республиканский . В этот период вся власть принадлежала Сенату. Границы Древнего Рима начали расширяться за счет завоевания и присоединения земель Италии, Сардинии, Сицилии, Корсики, Македонии, Средиземноморья. Возглавляли Республику представители знати, которые избирались на народном собрании.
  • Римская империя . Власть все еще принадлежала Сенату, однако на политической арене появился единый правитель - Император. На тот отрезок времени Древний Рим настолько увеличил свои территории, что управлять империй становилось все сложнее. Со временем произошел раскол державы на Западную Римскую Империю и Восточную, которая впоследствии переименовалась в Византию.

Градостроительство и архитектура

К строительству городов в Древнем Риме подходили с большой ответственностью. Каждый крупный населенный пункт был построен таким образом, чтобы в его центре пересекались две перпендикулярные друг другу дороги. На их пересечении располагалась центральная площадь, рынок и все самые важные сооружения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Инженерная мысль в Древнем Риме достигла своего наивысшего расцвета. Предметом особой гордости местных архитекторов стали акведуки – водоводы, по которым в город ежедневно поступал большой объем чистой воды.

Рис. 2. Акведук в Древнем Риме.

Одним из древнейших храмов Древнего Рима был Капитолий, построенный на одном из семи холмов. Капитолийский храм был не только средоточием религии, он имел большое значение в укреплении государства и служил символом силы, власти и могущества Рима.

Многочисленные каналы, фонтаны, прекрасная система канализации, сеть общественных бань (терм) с холодными и горячими бассейнами существенно облегчали городским жителям их жизнь.

Прославился Древний Рим и своими дорогами, которые обеспечивали войскам и почтовой связи быстрое передвижение, способствовали развитой торговли. Их строительством занимались рабы, которые рыли глубокие траншеи, а затем заполняли их гравием и камнем. Римские дороги были настолько добротны, что смогли благополучно пережить не одну сотню лет.

Культура Древнего Рима

Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. На этом базировалась ранняя культура Древнего Рима. Особое значение уделялось развитию наук и разного рода исследованиям.

Древнеримское искусство, в частности, живопись и скульптура, имело много общего с искусством Древней Греции. Единая античная культура породила множество прекрасных писателей, поэтов, драматургов.

Римляне очень любили развлечения, среди которых наибольшим спросом пользовались гладиаторские бои, гонки на колесницах и охота на диких зверей. Римские зрелища стали альтернативой невероятно популярным в Древней Греции Олимпийским играм.

Рис. 3. Гладиаторские бои.

Что мы узнали?

При изучении темы «Древний Рим» мы узнали кратко самое главное про Древний Рим: историю его возникновения, особенности становления государства, основные этапы развития. Мы познакомились с древнеримским искусством, культурой, архитектурой.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1164.

Сегодня много кричат о тотальном падении нравов и попирании семейных ценностей. И действительно - звезды порноиндустрии больше не являются персонами нон-грата, а возглавляют автопробеги, педофильские скандалы частотой уже затмили скандалы финансовые. Но те, кто восклицает - «куда катится мир!», даже не подозревают, в каком целомудренном обществе мы на самом деле живем.

Вот во времена античности мир таки падал в тартарары. Что было нормой для древних греков и римлян, повергло бы нас в шок. Итак, экскурс во времена античных нравов.

Пришел, увидел, поимел

Чтобы понять психологию людей того времени, надо ознакомиться с их мифами.

Ибо своих богов греки и римляне писали с себя, так что поведение небожителей - это воплощение сокровенных желаний простых смертных. Греческие мифы - то, что детям до шестнадцати лет читать не рекомендуется. Секса, крови и жестокости там столько, что порнофильмы уровня XXX кажутся невинной передачей «Спокойной ночи, малыши!». Возьмем Зевса (у римлян - Юпитера), повелителя неба, грома, молний, ведающего всем миром. Этот сексуальный террорист изменяет направо и налево своей супруге Гере и руководствуется одним: оплодотворить все, что движется. Ради этого он готов стать хоть тушкой, хоть чучелом. Он одинаково любит женщин и мужчин: в облике змея соблазняет Деметру и Персефону, в шкуре быка - Европу, под видом лебедя - Леду, прикинувшись орлом - прекрасного юношу Ганимеда, в облике муравья - Евримедусу, в качестве голубя - Фтию, в огненном обличье — Эгину, в качестве сатира - Антиопу, под видом облака - Ио, в облике ежика... нет, ежика, кажется, не было. Но даже подземный бункер, куда от этого маньяка спрятали Данаю, для него не преграда. Зевс превращается в золотой дождь, просачивается сквозь потолок и проникает в ее лоно. Ну а что вы хотите? У парня дурная наследственность: папа-богоед. Его отец Кронос глотал своих детей, чтобы не свергли, и Зевс не был переварен лишь потому, что мудрая мама подсунула мужу вместо новорожденного камень, завернутый в пеленки. Впрочем, папа Зевса выкидывал штуки и похлеще. Поскольку его собственный отец Уран плохо обращался с мамой Землей, Кронос однажды сел в засаду у родительской опочивальни и в самый момент папиного оргазма махнул серпом по яйцам, отчекрыжив папаше самое дорогое. Детородный орган отца он бросил в море, благодаря чему на свет появилась прекрасная Афродита.

Да, разочарую прекрасных дам, уверенных, что богиня любви явилась из морской пены, нежной и ароматной, как немецкое средство «Бадусан». Все гораздо брутальнее. Вот что пишет на этот счет исследователь античной культуры Ганс Лихт: «В древнейшем источнике (Гесиод, «Теогония») недвусмысленно сказано следующее: «Долгое время член носился по морю, и вокруг него взбилась белая пена, исходившая из бессмертного члена, и в ней родилась Афродита». То есть детородный орган, отсеченный в момент полового акта, был полон семени, которое извергается теперь наружу, порождая Афродиту, в море и вместе с морем. Здесь нет и намека на морскую пену». А теперь на минуточку представьте, что для людей античного мира все это отнюдь не сказки. Это - история, столь же реальная, как для нас - татаро-монгольское иго. Древние греки не сомневались в подвигах Геракла и равнялись на богов во всем - от поступков до секса.

Никаких секс- меньшинств

Первое, что нас бы поразило в античном обществе, - отсутствие твердой сексуальной ориентации. Греки и римляне не делились на гетеросексуалов, гомосексуалов или бисексуалов - они были всесексуальны. Даже к зоофилии (от ритуальной до бытовой) они относились вполне терпимо, ибо ее не чурались и их сексуально озабоченные боги. Подтверждением чему могут служить мифы о Леде и лебеде, Минотавре, Тритоне, ненасытных козлоногих сатирах, кентаврах и уродливых кинокефалах - людях с собачьими головами. Все это - отголосок сексуальных контактов древних с представителями других биологических видов. Для античных язычников секс не был грехом ни при каких обстоятельствах. Наоборот - это бесценный дар богов. Это они сделали человека сексуально всеядным, и в знаменитом диалоге «Симпосий» Платона сказано, как это было. Зевс при создании человека сразу опирался на три пола: мужчину, женщину и муже-женщину (андрогина). Каждый пол он разделил пополам - вот почему те, кто произошел от изначального мужчины, ищут свою половинку в виде мужчин, кто произошел от изначальной женщины - предпочитают женщин. И лишь от андрогинов повели свой род мужчины, любящие женщин, и женщины, любящие мужчин. Так что любовь к своему полу естественна и богоугодна в Элладе и Древнем Риме. Даже специальных слов, соответствующих нашим «гей» или «лесбиянка», у них не было. А вот личное имя Педофил - было. И древние греки не видели в нем (как и в самом явлении) ничего предосудительного.

Платоническая любовь

Расхожую современную шутку про то, что «педофил отличается от педагога тем, что первый любит детей по-настоящему», древние греки вряд ли бы оценили. Педофилия и педерастия являлись важнейшей частью интеллектуального, духовного и физического становления юноши. Методом воспитания, санкционированным государством. По достижении двенадцатилетнего возраста каждый греческий подросток должен был обзавестись старшим наставником, который оказывал бы ему всяческие знаки внимания, дарил подарки, восхищался его красотой и наставлял во всех мужских доблестях, действуя как опекун, советник, друг, тренер и сексуальный партнер. Младший в таких парах именовался «аитом» - слушателем, а старший - «эйспнэлом», вдохновителем. И для мужчины считалось нарушением долга не привлечь к себе юношу, а для юноши позором - не удостоиться такой дружбы.

Кстати, тем, кто выражение «платоническая любовь» считает синонимом любви без физического контакта, любопытно будет узнать, что как раз по Платону высшее проявление любви - это гармоничное слияние духовного начала и физических тел наставника и ученика. «Платоническая любовь» - это любовь гомосексуальная. Греки считали гомосексуальную любовь более возвышенной и глубокой, нежели расслабляющая и изнеживающая мужчин любовь к женщинам. Мир древней Эллады - это мужской мир. Женщина в нем - существо низшее, неспособное удовлетворить интеллектуальные запросы мужчин. Она пригодна лишь для деторождения и плотских утех. Тогда как юношам открыты высокие помыслы, вот почему лишь с ними возможны высокие отношения. Прекрасный юноша для грека всегда предпочтительней прекрасной женщины. Недаром Платон в «Протагоре» пишет: «Юношеский цвет двенадцатилетнего мальчика приводит меня в радость, но предпочтительнее мальчик лет тринадцати. Тот, кому четырнадцать, - еще более сладостный цветок Эротов, и еще прелестнее тот, кому только исполнилось пятнадцать.

Шестнадцатый год - это возраст богов, а желать семнадцатилетнего - удел не мой, а Зевса...» Ему вторит Стратой: «Меня не прельщают ни роскошь волос, ни курчавые локоны, если они произведены не природой, а усердием искусства. Нет, мне мила густая грязь на мальчике, который только что из палестры, и нежный блеск его тела, увлажненного свежим оливковым маслом. Мне сладостна любовь без прикрас, а искусственная краса - дело женской Киприды». Никто бы не смог переубедить древнего грека в воспитательной пользе педерастии, ибо именно из педерастов, по их мнению, вырастали лучшие защитники отечества. Ведь влюбленный в своего партнера не бежал от врага, а яростно сражался за возлюбленного до самого конца. И это чистая правда. Сформированный в Фивах элитный Священный отряд, состоящий из 150 любовных пар, героически проявил себя на полях сражений и полностью полег в битве при Херонее. Наконец, любой в Элладе знал, что гомосексуализм - полезен для здоровья. Знаменитый Гиппократ был двумя руками за гомосексуальные связи, ибо «взрослым мужчинам они несут молодость и здоровье, а мужественность и другие положительные качества взрослого мужчины через его семя передаются подросткам». Правда, были и ограничения. Гомосексуализм - удел свободных граждан, рабы не имели права вступать в связь со свободнорожденными мальчиками. Не приветствовалась и мужская проституция - считалось, что торгующий собственным телом за деньги легко отречется и от общих интересов государства. Рим, перенявший от эллинов сексуальные обычаи, также был весьма лоялен к гомосексуализму. Эдуард Гиббон, английский историк 18 века, говоря о первых пятнадцати императорах, констатирует, что «Клавдий был единственным, чей вкус в любовных отношениях был полностью естественным». Все остальные сожительствовали с мальчиками. Более того, император Адриан, страстно влюбленный в грека-подростка Антиноя, после того как тот утонул, официально обожествил его и воздвиг ему статуи по всей империи.

Закон суров

И тем не менее ни древних греков, ни древних римлян нельзя назвать адептами свободной любви. У них существовали жесткие правила сексуального поведения.

Римский гражданин мог предаваться любым сексуальным забавам с женщинами, мужчинами и подростками. Но - при соблюдении двух условий. Первое: в интимных отношениях с партнером он всегда должен доминировать. Быть активным, а не пассивным. Пассивная роль в анальном сексе считалась позором, так как гражданин становится «женоподобным» и, утратив свое virtus (мужество, доблесть), оказывается бесполезным в гражданском и военном отношении. В армии пассивный гомосексуализм считался преступлением, уличенного в нем солдата просто забивали палками. На гражданке же тех, кому нравилось исполнять пассивную роль, презрительно именовали «кинедами» или «патикусами», опуская их юридический статус ниже плинтуса. Подобно проституткам, гладиаторам и актерам пассивные гомосексуалисты не имели права голоса на выборах, а также не могли представлять себя в суде. Второе правило: предмет сексуального вожделения гражданина должен стоять на более низкой социальной ступени, чем он. Это диктовалось чисто экономическими причинами: чтобы появление незаконнорожденного сына того же ранга не подвергало опасности наследственные права законного потомства. Если оба правила соблюдались, никто и никогда не укорял римлянина в его сексуальных пристрастиях.

Камасутра для рабов

Сексуальная жизнь семейных пар была в Древнем Риме достаточно пресна. Хотя в римском доме открыто говорят о сексе, ничего не скрывая от подрастающего поколения. Зачастую жена и муж, удалившись в спальню, даже не задергивают полог над кроватью. Все могут видеть акт соития хозяина и хозяйки - вплоть до домашней прислуги, которая продолжает спокойно прибираться до дому. Однако на отношения мужа и жены в постели накладывался ряд ограничений. Жене никогда бы не пришло в голову попросить мужа доставить ей оральные ласки. Равно как об этом не попросил бы ее и муж. На оральный секс между равными в Древнем Риме существовало табу. Скажу больше - за это лишали гражданства. Свободный римлянин мог получать наслаждение, но не доставлять его. Это считалось постыдным и неприличным. Зато на рабов, вольноотпущенников и неграждан это табу не распространялось. А посему древнеримский гражданин, как и древнеримская гражданка, могли получить свое, прибегнув к услугам низших по рангу. Они могли позвать раба или рабыню, отправиться за недоступными ласками в ближайший бордель, но никак не получить их от законного супруга.

Как пишет в свой замечательной книге «Один день в Древнем Риме» археолог и историк Альберто Анджела, «римляне были просто зациклены на рте. Для них рот - нечто благородное, почти священное. Это социальный инструмент, потому что люди говорят, обращаются друг к другу, обмениваются информацией, произносят речи а следовательно, он должен быть чистым и неоскверненным. В сенате же рот вообще становится политическим инструментом. Поэтому (...) обвинить сенатора в том, что он занимался оральным сексом, назвать его Fellator - значит нанести ему тяжкое оскорбление. Это было равноценно обвинению в измене за то, что он осквернил рот, имеющий столь важную функцию на службе обществу». В этом ключе любопытно выглядит скандал Клинтон - Левински, едва не стоивший президенту США его кресла. Наделенный нешуточной властью человек дал себя удовлетворить орально своей подчиненной. Был в своем праве. Живи Клинтон в античное время, ему не пришлось бы ни извиняться перед супругой, ни платить адвокатам. Зато Левински не превратилась бы в знаменитость и миллионершу, а оказалась бы на одной ступени с рабами и проститутками. Двери приличных домов закрылись бы перед ней навсегда...

Ручная работа

Христианские теологи и священники веками пугали рукоблудников дурдомом и кладбищем, утверждая, что онанизм приводит к слабоумию, слепоте, желудочным судорогам, поносу, чахотке и эпилепсии. А греки видели в мастурбации отдушину. Онанизм снижал, по их мнению, количество изнасилований, число незаконнорожденных и самоубийств по поводу неразделенной любви, поэтому дело полезное. Они обожали изображать такие сценки на вазах, а в их языке имелось поразительно много слов для отражения этого понятия, включая поэтичные «петь свадебную песнь рукой» и «сражаться рукой с Афродитой» К слову, руку греки для этой цели предпочитали использовать левую (ближе к сердцу). И не стеснялись делать это на людях. В частности, яркий представитель философской школы киников Диоген Синопский (тот, что жил в бочке, а точнее, в пифосе - здоровенном глиняном сосуде для зерна). Призывая на площади сограждан довольствоваться малым и отрешиться от страстей, дабы вкушать безмятежную радость бытия, он частенько задирал тунику и начинал мастурбировать, сопровождая действо мудрой сентенцией: «О, если бы я мог так же просто, потирая живот, избавиться от голода и нужды». Женщины в этой сфере не отставали от мужчин. В спальне каждой гречанки имелись приспособления, именуемые баубонами или олисбами. Эти фаллоимитаторы изготавливали повсеместно, но лучшими считались самоудовлетворители из города Милет, откуда они шли на экспорт по всей Ойкумене. Ими женщины гордились и частенько обменивались между собой. Так, в шестом мимиямбе Геронда, озаглавленном «Две подруги, или Доверительный разговор», девушка Метро сетует, что у ее подруги Коррито был замечательный олисб, но она, не успев им воспользоваться, передала его своей подруге Евбуле, а та еще кому-то, а жаль - ведь Метро очень хотела бы заполучить этот инструмент, поскольку сделал его искусный мастер.

Верность - понятие относительное

По свидетельству Еврипида, греки первыми из древних народов начали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в дом множество жен - обычай варварский и недостойный благородного эллина. Но при этом супружеская измена во времена античности распространялась лишь на женщин. Измена жены сурово осуждалась, и муж имел полное право убить ее любовника, а иногда и ее саму. На измену мужа и наличие у него множества наложниц общество закрывало глаза.

Как пишет Ганс Лихт, «греческому общественному мнению были неизвестны доводы, воспользовавшись которыми, можно было бы осуждать мужчину, уставшего от вечного однообразия супружеской жизни и ищущего отдохновения в объятиях умной и очаровательной куртизанки или умеющего скрасить повседневную рутину беседой с хорошеньким юношей». И нельзя не признать, что в этом греки были более нравственны, нежели мы, так как они признавали наличие у мужчины склонности к полигамии и действовали не тайком, а в открытую.

Посему поэтами восхвалялся идеал понимающей женщины, не мешавшей любовным похождениям мужа. К примеру, грек был в полном праве даже завалиться с друзьями в компании девочек к себе домой - супруге в этом случае полагалось проявить скромность, удалиться в женскую часть дома и терпеливо дожидаться окончания пирушки. В Спарте измена фактически приветствовалась. Это небольшое и воинственное государство было кровно заинтересовано в преумножении числа крепких телом и духом воинов. Более того, спартанские мужья в возрасте могли препоручать свои супружеские обязанности выбранным ими мужчинам помоложе, так как каждый из них одинаково распоряжался и своими детьми, и чужими.

В Риме законы Августа предусматривали строгую кару за нарушение супружеской верности, за прелюбодеяние с чужой женой, однако за конкубинат, за связь с наложницей, мужчин не наказывали. Ну и, конечно же, каждый мужчина античного мира имел полное право посещать публичные дома. Ведь связь с проституткой изменой вообще не считалась.

Ночные бабочки

Недостатка в домах терпимости и проститутках не знали ни Древняя Греция, ни Древний Рим. На продажную любовь античный мир смотрел без предрассудков. Дело нужное, полезное, прибыльное. Причем весьма выгодное для госбюджета.

Публичные дома находились в Греции под надзором городских должностных лиц, а содержатели публичных домов обязаны были выплачивать ежегодный налог государству. Римляне к посещению борделей относились примерно так, как мы к посещению общественных уборных. Шел, прижало, зашел, вышел. При этом жена могла запросто подождать мужа в таверне напротив и даже попросить его особо не торопиться. Нам это кажется диким. Для римлян - совершенно нормальным. Ведь прелюбодеяния они в этом не усматривали. Прелюбодеем муж становился только тогда, когда он занимался сексом с равной себе. А остальное - как справить нужду, как почистить зубы. Поэтому римская матрона запросто могла, скучая, грызть персик у себя в комнате, в то время как в соседней ее муж с дикими криками вовсю резвился с рабыней или рабом. И ее совершенно не шокировало, что вечером он отправлялся вместе с приятелями спустить пар в ближайший бордель. Борделей же (они назывались лупанариями) в Вечном городе было как грязи, и все они работали по принципу конвейера, которому позавидовал бы сам Генри Форд. Для ускорения обслуживания клиентов и автоматизации процесса оказания секс-услуг владельцы лупанариев ввели даже специальные жетоны - спинтрии. Они изготавливались из бронзы, реже - из кости, и напоминали монеты. На одной ее стороне изображался половой акт, на другой стояла цифра. Изображенная на спинтрии поза соответствовала оказываемой проституткой услуге за этот жетон, а цифра - то ли цену, то ли номер кабинки. По этому поводу у историков нет единого мнения. При этом цена была смехотворна. В среднем - 2 асса, как бокал дешевого вина. Широко была распространена и детская проституция. В Риме процветали целые фермы тружеников и тружениц секс-индустрии, владельцы которых покупали малолетних рабов и воспитывали детей-сирот для занятий проституцией. Их сексуальное использование было разрешено законом, за что исправно платились налоги в казну. Причем изнасилование сутенером рабыни или раба было ненаказуемо.

В Риме законы августа предусматривали строгие кары за нарушение супружеской верности, но каждый мужчина античного мира имел полное право посещать публичные дома. ведь связь c проституткой изменой вообще не считалась.

Размер имеет значение...

Изображение фаллоса на улицах античных городов встречалось едва ли не чаще, чем в наши дни слово из трех букв на заборе. Фаллос боготворили. Ему поклонялись. Греки ставили перед храмами и домами квадратные колонны с мужской головой и эрегированным половым органом, которые, на их взгляд, охраняли дороги, границы и ворота. Римляне предпочитали огромные каменные члены, которые устанавливались на площадях, улицах, перед входом в дома и таверны. Они вырубались на стенках портиков, на мостовых, висели над детскими колыбелями, печами хлебопеков, были неотъемлемой частью пейзажа садов, полей и огородов. Бронзовые фаллосы (а зачастую целые связки из них) с бубенчиками внутри подвешивались к потолку жилища или у входа. Они назывались «тинтиннабулами» и звенели, если к ним прикасались. А прикасался к ним каждый, кто проходил мимо, ибо в противном случае он рисковал лишиться удачи и здоровья. А все потому, что люди античности верили, что эрегированный член - страшная сила. Он был для них символом процветания, достатка, изобилия, плодовитости и плодородия. Символом победы, богатства и успеха в делах. Кроме того, фаллосу как источнику семени и жизни приписывалась магическая способность отгонять беды, несчастья и отпугивать злых духов. И если христианин, столкнувшись с чем-то страшным и неведомым, в наши дни воскликнет «с нами крестная сила!», то древний римлянин с той же целью призывал бы силу фаллическую. Поэтому первое, что получал в дар от своих родителей древнеримский мальчик, были погремушка в виде члена и фасцинум - каменное, бронзовое или выполненное из кости изображение фаллоса, которое он носил на шее как амулет, иногда добавляя к нему для надежности еще и изображение фиги, кукиша - древнего символа полового акта. А в жизни древние римляне, как и греки, отдавали предпочтение члену скромных размеров. Большое мужское достоинство считалось у них непрактичным, неэстетичным и даже комичным. В чем несложно убедиться, бросив взгляд на античные статуи. Между ног у них болтается отнюдь не чудо размером XXL, а прибор, для изучения которого нужны пинцет и лупа. Практически детский размер. Древние считали, размер - не главное. Главное - любовный жар и способность оплодотворить. И полагали, что для этого чем короче прибор - тем лучше. Аристотель писал, что короткий член имеет массу преимуществ: выглядит краше, семени приходится преодолевать меньшее расстояние, а посему оно вернее достигает цели. Логика! Исключение составлял театр. В Вечном городе стали пользоваться спросом представления акробатического секса - своеобразный аналог современной кинопорнухи. Актеры на сцене пытались поразить зрителей своими невероятными позами, посрамлявшими Камасутру, а зрители - разглядеть все в деталях. Поэтому в этих шоу (показанных в перерывах между классическими комедиями и трагедиями) ценились актеры с огромными пенисами. Ведь их можно было разглядеть даже с дальних рядов. К гигиене члена античные люди относились трепетно. Регулярно мыли, умащивали маслом, а перед исполнением физических упражнений подвергали его инфибуляции, а именно: натягивали крайнюю плоть на головку и перевязывали лентой, чтобы, упаси боже, не повредить. Так что античный фитнес-зал выглядел гораздо забавней современных: толпа голых мужиков - и у каждого член с бантиком.

Прекраснозадая богиня

Если говорить о каноне женской красоты, то вкусы древних греков и римлян были близки вкусам нынешних кавказцев. Они ценили пышных блондинок. И чтобы быть конкурентоспособными со светловолосыми германскими рабынями, женщины изобрели много хитроумных рецептов. В ход шли парики, лимонная кислота, шелуха лука, молоко и даже известь. А поскольку светлая блестящая кожа, по мнению мужчин, свидетельствовала не только об аристократизме, но и о страстности, женщины старались не загорать и умывались козлиным и ослиным молоком.

Однако чтобы прослыть секс-бомбой, требовалось большее. Был нужен невысокий лоб, прямой нос и большие выпуклые глаза, причем расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот - в полтора раза больше глаза. Кроме того, были необходимы широкие бедра, мощные ляжки, грудь, укладывающаяся в мужскую ладонь или чуть более того, и слегка нависающий выпуклый живот. Эти формы считались совершенными, так как служили гарантией плодовитости. Огромное внимание уделялось ягодицам. У греков на этот счет вообще был явный пунктик. Они боготворили Афродиту Каллипигу - Афродиту Прекраснозадую, построили ей специальный храм и регулярно проводили в ее честь состязания для выявления лучшей каллипиги Эллады. Эти конкурсы красоты женских попок пользовались невероятной популярностью во всех греческих полисах, филейная часть возбуждала греческих мужчин явно больше женских грудей. Кстати, привычный нам символ сердца, пронзенного стрелой, родом из Древней Греции. Но он не имеет ни малейшего отношения к сердцу анатомическому. Это стилизованная часть женской задницы, а пронзающая его стрела является одним из древнейших фаллических символов. Выводы делайте сами... Вторым греко-римским пунктиком в области сексуально-эстетических предпочтений была волосяная растительность. Они ее на дух не переносили, считали ужасно неэстетичным признаком варварства. Причем везде - и на ногах, и под мышками, и в области гениталий. Их идеалом была женщина с гладко выбритым лоном, и мужчин нисколько не заботило то, какими муками это достигается. И тут женщинам можно только посочувствовать. Так, комедиограф Платон говорит о «выщипываемых рукой кустах мирта», а согласно Аристофану, женщины часто использовали для этой цели зажженный светильник или горячую золу. Красота требует жертв. Хотя бы в этом мы с античным миром едины.

Дмитрий Лычковский

 
Статьи по теме:
Семинар - это современная форма общения с аудиторией
Александр Капцов Время на чтение: 11 минутА А Как существенно заработать без серьезных вложений, знают опытные организаторы тренингов либо семинаров. Правильный организационный подход и умелое проведение мероприятий приносят хорошую финансовую выгоду. Ка
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста
Эмоционально-волевая сфера дошкольника формируется в достаточно короткий промежуток времени. Пройдет всего 6-7 лет и в ребенке созреет самостоятельная, активная личность, внутри образуется стержень психики, который в дальнейшем становится основой характер
Правила дорожного движения для детей дошкольников Правила пдд для детей краткое содержание
С каждым днём всё увеличиваются и увеличиваются потоки транспортных средств на улицах. В такой ситуации родителям важно научить детей правилам дорожного движения (ПДД), потому что ничего не может быть важнее здоровья и жизни ребёнка, его безопасности. Как
Происхождение материи Является ли Сознание продуктом деятельности мозга?
Еще в древности люди ломали себе голову над вопросом, почему и как мог возникнуть язык. Ученые Древней Греции выдвинули две противоположные теории. Согласно первой из них язык возник сам по себе, без сознательного вмешательства человека, в силу действия з