Православные иконы рождество иисуса христа. Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает. Фреска Андрея Рублева

Автор Вера Всеволодовна Донец - искусствовед, лектор, автор ряда монографий и статей об истории русского изобразительного искусства. Ее лекции в Третьяковской галерее неизменно пользуются огромной популярностью.

В пещере показаны ясли (кормушка для скота) со спеленатым Младенцем, причем сияющая белизна пелен новорожденного явно противопоставлена темноте пещеры и пространства самих яслей, со всей очевидностью напоминающих гробницу.

Снова и снова в иконе явлена мысль о том, какую великую радость торжества над смертью несет миру Рождество Христа, Его грядущая Искупительная Жертва. Кроме того, мрак пещеры символизирует тленный мир, в котором воссияло Солнце Правды - пришедший на землю Спаситель.

В ясли с возлежащим Младенцем заглядывают вол и осел, символы иудейского и языческого народов, которым равно принес спасение Христос. Образы этих животных соотносятся с пророчеством Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Вол и осел являют собой не только слушание проповеди Христовой, но и трогательно показывают служение всякой твари своему Творцу - склонившись над Младенцем, животные греют Его своим дыханием.

Вверху над горками, с левой стороны, показаны едущие на конях (или, иногда, пешие) волхвы - первые язычники, поклонившиеся Христу. Их, как правило, ведет ангел, указывая на путеводную Вифлеемскую звезду, к ней же устремлены взгляды и радостно вскинутые руки волхвов. Ее лучи осеняют Младенца Христа, возлежащего в пещере, словно указывая на Того, Кому спешат поклониться и люди, и ангелы. Иногда справа еще раз показывали волхвов, отбывающих после поклонения Христу в «земли свои». Но, как правило, в центре и справа наверху на иконах Рождества писали славословящих Христа ангелов, несущих весть о Его Рождении роду человеческому (изображенному в лице пастухов). Как образ ликующего человечества, представала чуть ниже, справа, фигура юного безбородого пастуха, трубящего в рожок и словно возвещающего: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Предание сохранило имена некоторых пастухов (их количество было различным в разных вариантах композиции, от одного до нескольких) - Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан. Известны и имена трех волхвов (прорицателей, книжников, царей), принесших Младенцу Христу в дар золото (символ царствования), ладан (символ Божественной благодати и святости) и смирну (аромат для умащения тел усопших, напоминание о предстоящей Жертвенной смерти). Волхвы представляли три возраста, а по некоторым толкованиям, и три земных расы, в единстве славящих Господа: на иконах изображали умудренного старца Каспара, зрелого мужа Балтазара и юношу Мельхиора.

В нижней части краткого иконописного варианта Рождества Христова изображали погруженного в задумчивость Иосифа Обручника и, правее, - сцену омовения Младенца двумя служанками. Перед Иосифом стоит и беседует с ним некий старец, называемый пастырем (пастухом): «стоит пастырь сед и плешат [плешив], - гласит старинное руководство для иконописцев, - риза козлятина мохната, в руке костыль, а другую к Иосифу протянул».

Есть несколько версий, истолковывающих эту довольно странную фигуру: в старце видят то одного из пастухов, то пророка Исайю, предсказавшего Рождение Спасителя, то злого духа, искушающего Иосифа сомнениями в непорочности Девы Марии (а кривой посох в таком случае символизирует лживые домыслы).

На некоторых иконах обозначено имя старца - Анень, что аналогично латинскому «аноним» и означает «некто», или «никто». Сцена омовения Младенца весьма выразительно дополняет беседу старца с Иосифом - образ купели, провозвестие будущего Крещения, становится знаком победы над грехом, очищения человеческих душ от всяких сомнений и скверны. Иногда фигуры служанок, купающих Младенца Христа, помещали в центре, между старцем и Иосифом, и это решительное вторжение образа духовной чистоты словно разрывало путы искусительной беседы (или, при другом прочтении фигуры пастыря, наполняло разговор совершенно иным, светлым содержанием).

РАЗВЕРНУТЫЙ ИЗВОД ИКОНЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Развернутый извод иконы Рождества Христова, помимо уже перечисленных сцен, показывал и другие сюжеты, связанные с рожественской историей. Сложные многофигурные композиции состояли из множества сюжетов, объединенных в единое целое в пространстве иконы, но читающихся вполне самостоятельно.

Здесь могли быть сцены поклонения волхвов и принесения ими даров, их сон, в котором им явился ангел и повелел уходить из Вифлеема другой дорогой, не возвращаясь к царю Ироду. Нередко изображался и сон Иосифа, в котором ангел известил его о намерении Ирода избить младенцев в Вифлееме и повелел скрыться с Младенцем Христом и Матерью Его в Египте. С правой стороны иконы обычно показывали Бегство в Египет. В нижней части композиции были представлены трагические сцены избиения младенцев и праведников царем Иродом, иногда слева изображали, как царь обсуждает свой зловещий замысел с советниками-книжниками под сенью дворцовых палат. Справа также изображали сень - там, в храме, разворачивалась сцена убийства священника Захарии, отца пророка Иоанна Предтечи. Иоанн был старше Христа на полгода и тоже должен был быть убит по приказу Ирода, повелевшего уничтожить всех младенцев младше двух лет. Мать Иоанна, праведная Елизавета, успела убежать с сыном в пустыню, и на иконах Рождества часто показывают, как она спасается в пещере, преследуемая воином. Рядом с образом Елизаветы обычно писали так называемый Плач жен иерусалимских, напоминающий о пророчестве Иеремии: «Плач и рыдание и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2: 17-18).

Рождество Христово с преподобными Дием и Евдокией на полях. Гуслицы. Конец XIX в. Дерево, левкас, темпера. 165х125 см. // Икона принадлежит к развернутой иконографии Рождества Христова, включающей многие эпизоды до и после этого события. Вверху - сцена Рождества, трактованная скорее как Поклонение Младенцу. Перед пещерой изображена Богоматерь, на ложе, развернутом вертикально. В среднем регистре явление ангела спящему Иосифу и бегство Cвятого Cемейства в Египет. Нижняя часть иконы - избиение младенцев в Вифлееме. На боковых полях - святые, обращенные в молении к Богоматери и младенцу Христу из главной сцены Рождества, слева - преподобный Дий, справа - преподобная Евдокия. Расширенная иконография Рождества Христова, подобная представленной на этой иконе, в русском искусстве популярна с XVI в. Изображение Рождества Христова как Поклонения младенцу Христу в русской иконописи получает распространение с середины XVII в. под влиянием западноевропейской иконографии. В.М. Сорокатый. ()

При всей праздничной, певучей яркости развернутых рождественских композиций, главной темой таких икон стала жертвенность - Богочеловека и человека-праведника, но безвинные жертвы ведут ко спасению, к райской радости, ею и дышит лучезарное пространство икон Рождества Христова.

Рождество Христово. 17 век. Нижний Новгород. Дерево, левкас, темпера. 91,5х59,5 см // Иконография принадлежит к развернутому варианту "Рождества Христова", включающему многочисленные сцены, сопровождаемые надписями, исполненными черной краской. Повествование о путешествии волхвов состоит из нескольких сцен. В сцене омовения младенца Христа подписано имя няньки: "Соломония". Редкой подробностью является надпись "аннинъ" - имя пастыря, стоящего перед Иосифом. Это имя соответствует представлениям о том, что данный пастырь является тем самым книжником Аненом, который обнаружил, что Мария беременна, и сообщил об этом первосвященникам. Ниже помещена сцена явления спящему Иосифу ангела, предупредившего его об угрожающей младенцу опасности. Правее - сцена бегства святого семейства в Египет, с водой на первом плане, по-видимому, изображающей Нил. Слева внизу царь Ирод в богатых палатах, перед ним "вельможи". В правом нижнем углу сцена убийства Захарии, отца Иоанна Предтечи, в алтаре храма. Выше - плачущая Рахиль и лежащий под деревцем спеленутый младенец. Над сценой избиения младенцев две сидящие в палате со спеленутыми младенцами "жены" утирают слезы платочками. Подобные детальные изображения Рождества особенно широко распространились во второй половине XVII в. Многие иконы Рождества данной иконографии и этого времени связаны своим происхождением с Поволжьем, в частности, с Ярославлем и Костромой. Композиция иконы хорошо уравновешена. Большую роль в ней играет пейзаж, в котором ритмично размещены отдельные сцены и группы персонажей. Зигзагообразные мазки, обозначающие лещадки, образуют орнаментальное заполнение пространства вокруг них. Броня воинов, части одеяний волхвов и Ирода, ясли, сосуды, крылья ангелов и кровли зданий исполнены по серебряной подложке черной штриховкой, напоминающей гравировку. Стиль иконы позволяет датировать ее второй половиной столетия. Она возникла в несколько консервативной среде. Краски иконы, их консистенция и цветовая композиция в целом напоминают об иконописи Нижнего Новгорода. Вероятно, памятник принадлежит искусству этого художественного центра. Икона представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность. ()

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тесно связаны с сюжетом Рождества Христова иконы, называемые

«Собор Пресвятой Богородицы» - это празднество свершается на следующий день после Рождества (26 декабря/8 января). Оно было установлено на VI Вселенском соборе (681 г.) и объединило прославление Иисуса Христа, «нашего ради спасения сшедшаго с небес», и восхваление родившей Его Богоматери.

Собор Богоматери; Россия. Тверь; XV в.; местонахождение: Россия. Москва. Дом-музей П.Д.Корина ()

Несмотря на то, что композиция «Собора Богородицы» издавна была известна в Византии, полное ее иконографическое воплощение появилось именно на Руси .

Сюжет иконы восходит к тексту Рождественской стихиры: «Что Ти принесем Христе, яко явился еси на земли яко человек?.. [Каждый] благодарение Тебе приносит: Ангели - пение, небеса - звезду, волсви - дары, пастырие - чудо, земля - вертеп, пустыня - ясли, мы же - Матерь Деву».

На иконах Богородица с Младенцем на руках представлена в полный рост, восседающая на троне в сиянии небесной Славы. С двух сторон к Ней обращены пастухи и волхвы с дарами, в верхней части иконы изображены ангелы, приносящие дар пения. В нижних углах показаны в порывистом движении фигуры, олицетворяющие «пробудившиеся» земные стихии - Землю (с пещерой-вертепом) и Пустыню с яслями. Иногда здесь же помещали персонифицированные изображения морей, ветров и сторон света.

Внизу, под престолом Богоматери, изображен человеческий собор, символизирующий Церковь земную. Пречистую Деву славят пророки и преподобные, весь земной род, представленный в соборном единении с миром небесным, с ангельским родом. Эту полноту Церкви, земной и небесной, олицетворяет Богородица, через почитание которой объединилась вся Божественная Вселенная.

И та всеобщая радость о Господе, которой наполнены рождественские песнопения, дышит в красках икон: «Радуйся, вся земле, и вси радуйтеся, праведнии...»

Собор Богоматери. Изображение воспроизводится по изданию: Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства. Palekh Icon Painting. State Museum of Palekh Art. М.: Прогресс, 1994. ()

Икона праздника Рождества Христова. Фрагмент иконостаса Михаило-Архангельского храма г. Липецка

На иконе Рождества Христова одновременно изображаются многие события, связанные с праздником воплощения Бога Слова, пришедшего на землю ради спасения рода человеческого.

«Дева днесь Пресущественнаго раждает…»

В центре композиции иконы – Богоматерь. Обычно Она представлена лежащей в задумчивой позе, что указывает на Ее сокровенные размышления о домостроительстве Божием, сохраняющей в сердце все слова, указывающие на Искупительный Подвиг Ее Сына.

Богородица возлежит на красной подушке, символизирующей царское ложе, как приличествующее Матери Спасителя, а также цвет мученичества, напоминая о багрянице, которую оденут воины на Ее возлюбленного Сына.

Богородица изображена отвернувшейся от Младенца Христа. Такое положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец, принадлежит всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать Заступницей и Утешительницей.

Гора, в которой изображены пещера с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера истолковывается святыми отцами как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце Правды - Христос.

«В вертеп вселился еси Христе, ясли Тя восприяху…»

Рядом с Девой Марией - Богомладенец, лежащий в яслях. Младенец Иисус спеленат подобно покойнику, а ясли, в которые Он положен, напоминают гроб – Христос пришел в этот мир, чтобы Своей Смертью спасти людей.

Ближайшими ко Христу изображаются животные - вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с исполнением пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Кроме того, вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир. И между ними изображается Божественный Младенец, освобождающий их от рабства греха.

В русской традиции вол и осел часто заменяются в иконографии на обычных в сельском хозяйстве корову и лошадь.

«Ангели с пастырьми славословят…»

На иконе Рождества изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, - это простые, искренние души. Во время Своей проповеди Господь возвысит образ пастуха, сказав о Себе «Аз есмь Пастырь добрый» . Пастыри на иконах Рождества выражают также удивительный детский восторг и доверие Богу, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом» . Тут же изображается и благовестие Ангелов.

«…и звездою учахуся»

Вверху иконы изображена звезда, которая привела к месту рождения Спасителя волхвов. По толкованию святителя Иоанна Златоуста звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной ангельской силой, поэтому на некоторых поздних изображениях праздника Рождества звезда заменяется Ангелом.

«Тебе кланятися, Солнцу Правды»

Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: молодой, средний и старый. Этим иконописец показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению. Но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

Многие святые отцы считали волхвов не просто мудрецами, но царями – согласно с древним пророчеством: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему » (Пс. 71. 10-11).

Волхвы приносят в дар Младенцу Христу золото, ладан и смирну. По толкованию Иоанна Златоуста они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком (приношение смирны).

«Слава в вышних Богу»

В верхней части композиции представляется Ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» . Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а с ними и всех людей, что напоминает Литургию, когда православные прославляют Бога ангельским пением: «Свят Господь Саваоф».

«И на земле мир»

В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Изображение купания Младенца свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно также видеть прообраз Крещения Господня и последующее установление Крещения как Таинства Церкви.

Необходимый элемент иконографии Рождества - изображение сидящего в задумчивости праведного Иосифа Обручника. Над ним стоит старик в козлиных шкурах, под которым толкователи часто разумеют диавола. Кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом, желая оклеветать Пречистую Деву после Благовещения. Лукавый, который принимает для нашего обольщения разные облики, искушает Иосифа сомнениями: «Каким образом юная Обручница оказалась беременной?..»

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Рублев показывает мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию и думает тайно отпустить Ее. Из Евангелия мы знаем, что ему является Ангел и разметает все сомнения словом Правды Божией.

Вся икона залита белым светом – светом Божественного Преображения. Боговоплощение озарило все уголки мира зарей Дня Невечернего, который мы предвкушаем в празднике Рождества Христова.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе

По материалам сайтов: Азбука веры и Православие.ру

Подробное описание событий, предшествовавших и последовавших рождению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа приводится у евангелистов Матфея (гл.1, 2) Луки (гл. 1, 2), а также в двух апокрифических источниках — Протоевангелии Иакова и Евангелии Псевдо-Матфея.

Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Как раз в это время Август повелел сделать всенародную перепись по всей своей империи, согласно которой каждый житель Палестины должен был идти в тот город, к которому испокон веков принадлежал его род. Пресвятая Богородица и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои имена в список подданных кесаря: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:4-7).

После рождения Спасителя на поле близ Вифлеема простым пастухам явились ангелы, благовествовавшие о пришествии в мир Христа песней славословия Господу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Они повелели пастырям идти поклониться Младенцу. В это же время к Рожденному с дарами из дальних стран — златом, ливаном и смирной — пришли волхвы, которых к яслям Богомладенца привела воссиявшая в небе новая звезда. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына — Мессии, чаемого иудейским народом (Мф.2:1-11). Апокрифические источники сообщают также и о присутствии среди людей, окружавших Новорожденного, повитухи Саломеи, называемой старицей и сродницей Девы Марии, которая засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы после рождения.

Весть о появлении на свет Младенца Христа вызвало крайнее ожесточение управлявшего страной в те годы царя Ирода. Узнав от волхвов о времени явления звезды, он повелел им идти узнать о месте рождества Спасителя, но старцы, наученные ангелом, не возвратились к царю, а иным путем отправились в свою страну. Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Богоматерью и Младенцем в Египет, где Святое семейство находилось до смерти Ирода.

Разгневанный обманом волхвов царь Ирод приказал убить всех детей в городе Вифлееме в возрасте от двух лет и ниже. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, прообразуя своими муками и будущие крестные страдания Спасителя.

Установление праздника

Начало празднования Рождества Христова относится еще ко временам апостолов, о чем свидетельствует упоминание об этом празднике в Постановлениях и Правилах апостольских. Тогда же была установлена и дата его празднования — «в 25 день десятаго месяца» (от марта), т.е. 25-го декабря / 7 января.

Во II столетии на день Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. В III веке об общественном богослужении в этот день свидетельствует тот факт, что император Максимиан сжег в Никомидии 20000 христиан, собравшихся на праздник. В IV веке, после того как христианство сделалось господствующей религией в Римской империи, празднование Рождества совершалось во всей Вселенской Церкви.

В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других — до V или даже до VI века. Памятью о древнем соединении праздников Рождества Христова и Богоявления в настоящее время служит совершенное сходство в богослужебных особенностях этих праздников. Например, тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием о строгом посте до первой звезды; также чин богослужения в навечерия обоих торжеств и в самые праздники совершенно одинаков.

Священные песнопения рождественской службы были составлены многими святыми отцами V-IX вв.: Анатолием, патриархом Константинопольским (стихиры на «Господи воззвах», V век), Андреем Критским (стихиры на хвалитех, VII в.), святыми Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским (1 и 2 канон праздника, VIII в.), прп. Кассией (стихиры на «Господи воззвах», IX в.)и другими, имена которых неизвестны.

Духовный смысл праздника

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия («Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем» (Лк. 2;10)), отцы Церкви в своих писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

В церковных проповедях и поучениях Рождество Христово выступает как образ сотворения мира заново, праздник примирения Неба и земли, когда Господь стал родным нам по плоти. «В этой умаленности Спасителя, принявшего на Себя смирение пелен и скотских яслей, — тайна исцеления человеческого рода от смертоносного яда гордости, излитого в «слухи Евины» сатаною. Все человеческое величие, рожденное возношением падшего сатаны, в Рождестве Христовом потеряло свою неотразимость, свою кажущуюся славу. Произошло совершение пророчества, заключенного в песне Божией Матери — «низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя» (Инок Григорий Круг Торжество Фаворского преображения. Мысли о православной иконе. — М., 2002, с.115).

«Нравственная мысль праздника сего та, — пишет свт. Иннокентий Херсонский, — что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит Апостол, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4; 22-24)» (Свт. Иннокентий Херсонский О великих господских и богородичных праздниках, — СПб, 2005, с. 64).

Иконография

Икона Рождества Христова, какой она сложилась за всю многовековую историю древнерусского искусства, представляет собой достаточно многосоставную, но ясно читаемую композицию, все элементы которой имеют глубокое символическое значение. Она являет собой одновременно и «образ непреходящей славы», и изображение «вольного умаления Христова».

В центре композиции иконы помещаются изображения лежащей на одре Богородицы и спеленатого в яслях Младенца на черном фоне глубокой пещеры. Сверху на Рожденного нисходит луч Вифлеемской звезды, указывая на «великую благочестия тайну» — явление Бога во плоти. Над лежащим в яслях Младенцем склоняются вол и осел, по преданию, стоявшие около яслей и своим дыханием согревавшие Его. Справа от одра Богоматери традиционно изображаются пастухи, а слева — волхвы, пришедшие с дарами поклониться Богу. Горнюю часть композиции венчают изображения славословящих ангелов, число которых неуклонно росло, так что в поздних русских памятниках изображается уже целое небесное воинство, славословящее Господа. Обязательными элементами композиции являются также образы Иосифа Обручника, с которым беседует бес под видом старца в шкурах («Бурю внутрь имеяй помышлений сомнительных, целомудренный Иосиф смятеся» Кондак 4 Акафиста Богородице), а также сцена Омовения Младенца с повитухой Саломеей и служанкой, льющей воду в купель.

На более поздних иконах Рождества, принадлежащих XVII в., композиция усложняется многими дополнительными сюжетами: сон Иосифа, бегство Святого Семейства в Египет, избиение Вифлеемских младенцев и плач Рахили.

Глубоко наполненными символическим содержанием предстают на иконе образы неодушевленной природы — звезды, земли, горы и вертепа. Вифлеемская звезда, осеняющая Младенца, сама является таинственным прообразом Христа, по свидетельству Апокалипсиса: «Я есть корень и потомок Давида — звезда светлая и утренняя». Об изображении земли на образах Рождества есть замечательные строки у инока Григория Круга. Холмистость и неровность земной поверхности на иконе, напоминающие движение морских волн, автор сравнивает с ответом земли Христу в день ее посещения: «Она ответила Христу тем, что вся ожила, пришла в движение, она, как тесто, — начала вскисать, потому что почувствовала в себе закваску вечной жизни. И эти волнистые и уступчатые складки земли, окружающие вертеп, не пустынны, но полны тревожного и радостного движения». Гора, увенчивающая композицию, символизирует Богородицу, или образ Ее приснодевства, а маленькая фигурка Христа — камень, по ветхозаветному пророчеству, оторвавшийся от горы и истребивший истукана (сон Навуходоносора). Наконец, вертеп, который изображается в композиции сплошной черной впадиной, словно «открытием уст земли», символизирует собой ночь и мрак этой жизни, тьму которой осветил и упразднил Господь Иисус Христос.

Основные черты иконографии Рождества Христова наметились уже в раннехристианский период. Самые ранние сохранившиеся изображения — это композиции на саркофагах, происходящих из римских катакомб IV века. Наиболее известны саркофаги из катакомб св. Севастиана в Риме, из Латеранского музея, а также саркофаг, найденный на древней Аппиевой дороге. К данной иконографии примыкает также изображение на окладе Миланского Евангелия VI века. Отличительной особенностью этой иконографии является сидячее положение Богоматери, говорящее о ее безболезненных родах, а также изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом. Сама Богородица представлена в античном одеянии с распущенными волосами.

Примечательно изображение Рождества на знаменитом троне Максимиана, архиепископа Равеннского, VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним представлены Иосиф Оброчник и животные — вол и осел, вверху — Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывающая свою правую руку. Сюжет восходит к XX главе Протоевангелия Иакова, в которой повествуется о чуде исцеления усохшей руки Саломеи, усомнившейся в чистоте Богоматери, от прикосновения к Младенцу Христу. Изображение Христа на алтаре в этой композиции, а также в подобных изображениях на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы имеет несомненную связь с темой Евхаристии.

Византийская иконография Рождества Христова, которая стала основой для всех последующих икон и фресок на этот сюжет, в том числе и древнерусских, в целом сложилась уже к VII веку. На ампуле Монцы (VI-VII вв.) событие Рождества Христова представлено уже не под навесом, а на фоне выхода из пещеры. Звезда располагается в центре вверху, Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, а Богоматерь возлежит. С этих пор Она всегда будет изображаться с нимбом.

Среди редких иконографических вариантов Рождества в византийском искусстве следует отметить фреску XIII века из ц. Оморфи (окрестности Кастории), на которой Богоматерь представлена кормящей Младенца грудью, а также фреску XIV века из ц. свв. Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия). На последней Богородица изображена прильнувшей щекой к лику Младенца, как в сцене положения Христа во гроб, где Спаситель также пишется в пеленах. Таким образом автор иконографической программы проводил мысль, что уже при Рождестве Иисуса, Богоматерь предчувствовала грядущие крестные муки Сына.

В монументальной живописи, византийской и древнерусской, Рождество Христово часто изображалось в паре с Успением Богоматери. Сюжеты располагались друг напротив друга, как правило, на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти — и нового рождения после смерти для вечной жизни подчеркивалось схожими иконографическими мотивами.

В «Рождестве» Спаситель представляется лежащим в пеленах в яслях, а в «Успении» Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Таким противопоставлением проводится мысль, что Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, а Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов является знаменательным потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории домостроительства спасения — от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Богородицы.(см. Этингоф О. Е. Литургическая символика парного расположения сцен Рождества Христова и Успения Богоматери // Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии 11 — 13 веков. М., 2000. С.205-228). Примеры такого решения программы храмовых росписей можно найти в различных регионах бывшего византийского мира — на Кипре, в Болгарии, Сербии, Греции и в России

Дары волхвов имели прообразовательное значение. Своими дарами они показали, что родившийся Младенец Иисус есть Царь, Бог, человек. Золото они принесли Ему, как Царю, ладан, как Богу, а смирну, как человеку, который должен умереть (в те времена умерших помазывали и натирали благовонными маслами).

Инок Григорий Круг Торжество Фаворского преображения. Мысли о православной иконе, с. 115.

Там же, с. 115.

Там же, с. 118.

Там же, с. 117.

Ампулы служили паломникам для переноса св. воды или елея.

Васильева А. В.

Слово. Образовательный портал (http://www.portal-slovo.ru/)


Век:XV

Иконографическая справка: На обороте почти невидимая и еле различимая древняя чернильная надпись, по-видимому, одновременная иконе.: "Образ письма Петра (?) Степлнове..." Иконография иконы имеет композиционные особенности, сложившиеся в искусстве XV века и известные как по новгородским, так и по московским памятникам.

Стилистическая справка: Яркие стилистические особенности позволяют связывать икону с искусством древнего Суздаля, которому были присущи такие чистые и звонкие сочетания плотных, эмалево положенных красок. Аристократическое и возвышенное искусство Суздаля, сохраняя в иконах созерцательность и молитвенный настрой образов, соединяло их с изысканной грацией небольших фигур, непосредственностью поз, живостью выражений, пластично вылепленными рельефами ликов, - живописными качествами, которыми обладает публикуемое произведение, выполненное незаурядным мастером конца XV века. Такие маленькие подносные (подарочные), аналойные или келейные образы получили особое распространение именно в Суздале, о чем свидетельствуют многие произведения, дошедшие в составе его монастырских ризниц. Уникальна для конца XV века древняя надпись на обороте иконы, сохранившая автограф мастера. Погасший и почти невидимый глазом текст не позволяет с уверенностью назвать его имя, которое предположительно можно прочесть как "Петр Степанов".

Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: В центре композиции на киноварном ложе представлена Богоматерь. За Ней в темной пещере изображены ясли с Младенцем и склонившиеся к Нему вол и осел. Возле пещеры стоят поклоняющиеся Младенцу ангелы и пастухи. В левом верхнем углу иконы представлены три скачущих на конях волхва. Иосиф, размышляющий о чудесном рождении Спасителя, и стоящий перед ним старец-пастух изображены внизу слева. Справа от них две служанки готовятся купать Младенца. В основе иконографии лежат тексты Евангелия от Матфея (I, 18-23; II, 1 - 12) и Луки (II, 7-20), а также апокрифические произведения, в том числе "Протоевангелие Иакова" (XVII-XXI). Иконография "Рождества Христова" начала складываться еще в раннехристианское время и окончательно оформилась к VIII веку. Икона из Успенского собора следует иконографической схеме, сформировавшейся в московском искусстве начала XV века на основе византийских образцов. Его отличительной особенностью является двукратное изображение ангелов - они не только благовествуют пастухам, но и поклоняются пришедшему в мир Спасителю (в более ранних вариантах "Рождества" изображались, как правило, две симметричные сцены благовестия пастухам и поклонения волхвов)

Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Фрагмент

Фрагмент

Фрагмент

Фрагмент

Рождество Христово (с избранными святыми)
Век:XV

Иконографическая справка: Источником иконографии Рождества Христова являются Евангелия от Матфея и от Луки и апокрифические книги. В нижнией части иконы представлены полуфигуры пяти святых, особенно почитавшихся в Пскове. Центральные образы святителя Николая Чудотворца, священномученика Климента, папы Римского, и пророка Ильи изображены фронтально, а завершающие ряд целители Косьма и Дамиан - в три четверти. По сравнению с распространенными в древнерусском искусстве XV века иконографическими схемами Рождества Христова композиция иконы имеет ряд необычных деталей. Внутри вифлеемской пещеры, где родился Иисус, располагаются не только ясли с Младенцем Христом, но и полулежа ща я на ложе Богоматерь. Другие традиционные для сюжета персонажи и эпизоды композиционно обособлены друг от друга и иногда находятся в необычных для этой иконографии местах. Так, сидящий на камне Иосиф представлен правее вифлеемской пещеры. Обычно он изображался в нижнем левом углу средника, где на псковской иконе помещена сцена благовестил ему ангела о рождении Божественного Младенца. Слева от пещеры изображены три всадника на конях. Это путеводимые вифлеемской звездой волхвы, которые прибыли с востока, чтобы приветствовать рождение Царя Иудейского (Мф. II, 1 - 12). Редкой особенностью иконы являются надписи с их именами, известными по апокрифическим источникам: Наспар (Каспар), Малфион (Мельхиор) и Салтасар (Валтасар). Сцена поклонения волхвов Богоматери с Младенцем, восседающей на престоле, изображена в нижнем правом углу композиции. По преданию, волхвы поднесли Христу дары, имеющие пророческий смысл: золото было принесено Ему как Царю, ладан - как Богу, а смирна - как смертному человеку, которому предстоит пострадать за спасение мира. В отличие от большинства произведений XV века, где Поклонение волхвов соединялось с изображением Рождества, здесь этот сюжет представлен отдельно. В центре нижней части иконы помещена сцена омовения Младенца. Христос сидит на руках у повитухи Саломеи, а служанка (в надписи она названа "рабыней") наливает воду в купель. По преданию, первыми о рождении Спасителя узнали пастухи, которые пришли в Вифлеем, чтобы увидеть Младенца (Лк. II, 9-12, 16-17). На иконе два пастуха изображены за скачущими волхвами и сидящим Иосифом. Фигура третьего расположена в верхней части иконы, справа от сонма прославляющих чудо ангелов. Изображения восьми поющих ангелов в верхней части композиции, по сторонам от вифлеемской звезды, необычны для русской иконописи. Эта сцена - почти дословная передача повествования Евангелия от Луки о благовестии пастухам: "И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. II, 13, 14).

Стилистическая справка: По сравнению с распространенными в древнерусском искусстве XV века иконографическими схемами Рождества Христова, композиция псковской иконы имеет ряд необычных детале. Внутри вифлеемской пещеры, где родился Иисус, располагаются не только ясли с Младенцем Христом, но и полулежащая на ложе Богоматерь. Композиционная свобода размещения отдельных сюжетов в иконе напоминает структуру некоторых стихов богослужебных песнопений на Рождество Христово: "Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу"; "Величай, душе моя, от девы Бога плотию рождшагося"; "Величай, душе моя, от волхвов Бога покланяемаго"; "Величай, душа моя, от звезды волхвом возвещеннаго" (припевы 9 песни праздничного канона Косьмы Маюмского). Подобное "величание" отдельных событий и персонажей, связанных с Рождеством Христовым, происходит и на псковской иконе. При этом композиция не является буквальной иллюстрацией гимнографического текста, а, скорее, воспроизводит его отрывистый ритм, что придает памятнику глубокое своеобразие. Среди русских икон Рождества XV-XVI веков нет прямых аналогий иконе из Опочки. Вероятно, в основе ее иконографии лежали сложные, многочастные композиции, получившие распространение в византийской монументальной живописи XIV - начала XV века (см., например, фреску из церкви Богоматери Перивлепты в Мистре, выполненную около 1360-1370-х годов).

Фрагмент. Волхвы

Фрагмент. Пастырь

Фрагмент. Пастырь с трубой

Фрагмент. Омовение

Рождество Христово (с тремя святыми)
Век:XV
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фрагмент. Горки

Фрагмент. Горки и пастушок

Фрагмент. Искуситель

Фрагмент. Иосиф

Век:XVI

Иконографическая справка: Две основные идеи праздника Рождества - радость всего мира, вызванная явлением в мир Всемогущего Бога, и "истощение" Бога ради спасения людей, Его "уничижение" - пронизывают всю Рождественскую службу. Над Младенцем, словно высокая сень, нависла черная бездна Вифлеемской пещеры. Черный цвет ее и светящиеся белизной одежды Христа напоминают о "мире, пораженном грехом по вине человека, в котором воссияло Солнце Правды". Чрево пещеры как образ рождающей Земли здесь уподоблено родившему чреву Богоматери. Это сопоставление проходит через всю праздничную службу: " Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит". Одновременно пещера - и символ сокровищницы, в которой лежит "небесная Жемчужина" - Христос. Но она - и место упокоения Христа: в ней положили Его мертвое тело после смерти. Поэтому белые одежды Младенца и Его ясли напоминают одновременно о погребальных пеленах и каменном гробе. Вол и осел как "чистые" жертвенные животные Ветхого Завета склонились над новозаветной Жертвой - Христом. Тема поклонения продолжена в изображении трех коленопреклоненных фигур ангелов, покровенные руки которых выражают готовность принять святыню. Согласно рождественской стихире "что Ти принесем, Христе", они приносят Спасителю пение. Это достаточно редкая иконографическая деталь, восходящая к иконам рублевского круга. Вверху справа ангел благовествует пастуху о свершившемся чуде (Лк 2: 10,11). По преданию, стада, пасшиеся по дороге из Вифлеема в Иерусалим, предназначались для храмовых жертв. Поэтому пастухи жертвенных животных первыми среди людей узнали о рождении Мессии, Который "взял на Себя все грехи мира". Сцена с пастушком, играющим на свирели и собирающим вокруг себя послушных овец, как будто изолирована от других композиций: здесь нет ни поклонения, ни "удивления и страха" перед случившимся. В то же время, красные одежды его, повторяющие цвет ложа Богоматери, приобщают его "таинству странному и преславному". Слушая благовествующего ангела, пастух, словно наполняет все произведение тихой музыкой, сообщающей о великой радости обновления всего "тварного" мира, который "воплотившееся Слово" приводит к состоянию блаженства и покоя. Икона разделена на несколько пространственных зон. Самая удаленная от центра - Вифлеемская пещера. Здесь в уменьшенном, по сравнению с другими сценами, масштабе представлена группа всадников-волхвов, которым, согласно апокрифическим текстам, в момент зачатия Христа явилась на Востоке звезда. Волхвов считали языческими царями (Ис. 60: 3; Пс. 71: 10), представителями трех возрастов человеческой жизни и трех рас Земли. Над вершиной горы, по которой спешат волхвы, из сегмента неба исходят три луча, направленные на Младенца. Они символизируют свет путеводной вифлеемской звезды, вставшей над местом рождения Христа. Движению всадников вторит энергичный, указывающий на звезду жест ангела, образ которого, вероятно, восходит к словам Иоанна Златоуста о том, что под видом звезды, руководившей волхвами, был Ангел Господень. Звезда вообще ассоциировалась с приходом на Землю Мессии - Христа. Она указана в пророчестве Валаама: "Восходит звезда от Иакова" (Числ. 24: 17), а также в Откровении (22: 16), где Христос назван "Звездою светлою и утреннею", озарившей землю светом евангельского дня.

Стилистическая справка: Радостный характер великого христианского праздника передает яркий праздничный колорит иконы. Изрезанные лещадками и поросшие изящными травами и деревцами, разбегающиеся горки вызывают ассоциации с поэтическими образами песнопений: "Веселитеся, праведнии небеса, радуйтеся, взыграйте, горы, Христу Рождшуся" (стихира Андрея Иерусалимского).

Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей

Иконографическая справка: Основу сюжета составляют евангельский рассказ о рождении Девой Марией Младенца Христа (Мф 1: 18-23; 2: 1-12; Лк 2: 6-20) и ряд апокрифических сочинений, в том числе Протоевангелие Иакова. На создание композиции повлияли также тексты Рождественской службы и песнопения, приуроченные к этому празднику. Иконография сцены сложилась в палеологовском искусстве в XIV в. На Руси с появлением праздничных рядов иконостаса разрабатывается несколько вариантов "Рождества". Они отличаются подробностью пересказа события, расположением и масштабом всех частей композиции, ее художественной интерпретацией, позами и жестами персонажей. Выделяют московский и новгородский изводы, но в чистом виде оба они встречаются редко. В центре композиции на фоне Вифлеемской пещеры на вытянутом по диагонали ярко-красном ложе помещена изящная фигура Богоматери. Рядом с Ней подчеркнуто беззащитным выглядит спеленутый Младенец, "умаливший Себя человек ради". В песнопениях и "Словах" на праздник Рождества Христова Мария называется "обширным местом необъятной природы", "неизмеримой пашней небесного колоса". Зеленые пелены Христа, сливающиеся с зеленым цветом яслей, вероятно, также навеяны этими словами. Его тонкое тело уподоблено колосу, ростку, взошедшему на "небесной пашне" и несущему в мир очищение и обновление. Слева от них - три волхва с дарами. Увидев "вифлеемскую звезду", появившуюся в ночь рождения Христа, они "возрадовались радостью весьма великой" и пришли из дальних стран поклониться Младенцу, "и открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну". Торжественно застыли в безмолвном молчании склоненные волхвы. Их позам и жестам вторят фигуры трех славословящих ангелов, стоящих над ними. Все вместе они образуют стройный хор, словно наполняющий икону светлой музыкой и пением. Изображения двух пастухов, людей, "очищенных уединением и тишиною", помещены здесь согласно евангельскому рассказу. Традиционные сцены омовения Младенца и сидящего на камне Иосифа представляют мир земной, но и он полон гармонии и покоя. Благоговейно склоненные фигуры служанки, льющей воду на руку Саломеи, и старца, пришедшего к Иосифу, замыкают композиции, придавая им характер священного ритуала. Сомнения Иосифа в чудесном рождении сына снимаются символической сценой омовения, понимаемой в средневековье как знак чистоты духовной. О старце в овечьих шкурах, который, опираясь на посох, обращается к обручнику Марии с какой-то речью, в Евангелии не упоминается. Образ трактуется по-разному. Одни видят в нем духа-искусителя, другие - пророка Исайю. Русские иконописные подлинники называют его "пастырем". Евангельские тексты не сообщают и об омовении родившегося младенца. Полагают, что эта сцена перенесена сюда из икон "Рождество Богоматери" и воспроизводит позднеантичные изображения. Икона входила в праздничный ряд неизвестного нам иконостаса, близкого по размерам иконостасу Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Стилистическая справка: Удивительная соразмерность и продуманность композиции, музыкальный ритм в чередовании красок и линий, тесная связь с литературными источниками позволяют говорить о работе большого мастера. Радостный колорит, созвучный светлому характеру праздника и посвященных ему песнопений, образно-символический язык произведения, особая торжественность и приподнятость созданного настроения сближают его с иконами и фресками Дионисия.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконографическая справка: На маленькой плоскости иконы строгановский мастер подробно воспроизводит основные события, сопровождающие рождение Христа. О предопределенности явления Христа в мир напоминает изображение пророка Исайи, стоящего у изголовья ложа Марии рядом с пещерой, где лежит новорожденный Младенец. В Его руках свиток, на котором написаны слова пророчества о будущем воплощении Бога и рождении Спасителя: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог". Это пророчество в связи с рождением Христа упоминается в Евангелии от Матфея (1: 23) и звучит в тексте рождественской службы.

Фрагмент. Ангел и волхвы

Век:XVI

Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.

Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего калиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.

Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: В основу иконографии данной иконы лежит извод, широко распространенный в византийском и древнерусском искусстве. Композиционное построение любятовской иконы свидетельствует о знакомстве художников с московской иконописной традицией и вместе с тем - о сохранении местной иконографической схемы.

Век:XVI
Место хранения: Собрание Е. А. Терлецкого

Иконографическая справка: Входила в праздничный чин иконостаса, который отличался необычно вытянутым форматом досок. Икона близко повторяет "рублевский" извод сцены, сложившийся в московском искусстве в начале XV века (праздники из Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Владимира, Рождественской церкви в Звенигороде, ГТГ). Благодаря формату доски, заметно увеличены в масштабе и приближены к переднему плану нижние мизансцены.

Стилистическая справка: Икона обладает яркими индивидуальными стилистическими особенностями. Мягкий приглушенный колорит, построенный на сочетании охристых, розовых и зелено-коричневых цветов разных оттенков, неторопливые движения персонажей, панорамный, почти космический характер изображения, растянутого по всей поверхности доски, со взбирающимися вверх волхвами, горками, деревьями создают своеобразный художественный образ, непохожий на известные иконы этого времени. Необычны отдельные приемы иконописца, например характер написания им пологих горок, завершенных причудливой формы лещадками, орнаментальные белильные разделки с красно-оранжевыми тенями и неожиданными киноварными всполохами. В ликах просвечивает мягкий зелено-коричневый санкирь, чуть приглушенный прозрачными охрами и высветлениями, - техника, характерная для живописи раннего XVI столетия. Поэтичность и сдержанность образов позволяет отнести памятник к одному из среднерусских центров, а необычный характер колорита напоминает иконы, написанные в верхневолжских землях или в новгородско-тверском пограничьи. Особенно он близок произведениям весьегонских мастеров.

Век:XVII
Место хранения: Филиал Государственного Исторического музея "Новодевичий монастырь"

Иконографическая справка: Новая редакция иконографии праздника, где Богоматерь сидит на престоле с прямой спинкой и на подушках, указывая на Младенца в яслях, окруженного ангелами и волхвами, сложилась под влиянием гравюр из западноевропейских иллюстрированных Библий и широко использовалась иконописцами Оружейной палаты.

Стилистическая справка: Надпись белилами на поземе внизу: г(о) год(У) ПИСАЛ Серпй Костр(о)м Рожков Сергей Васильев (ум. 1688) - костромич, с 1668 года жалованный иконописец Оружейной палаты. Известен как миниатюрист.

Фрагмент


Век:XVII


Век:XVII
Место хранения: Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Век:XVII
Место хранения: Череповецкое музейное объединение

Век:XVII
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Комплекс праздничных икон всего их сохранилось шесть,в который входит и икона "Рождство Христово" происходит из придела Варлаама Хутынского - домашней молельни храмоздателей Скрипиных, позднее служившей ризницей.Иконы не были жестко привязаны к определенному месту в приделе и свободно перемещались в храме, использовались также в качестве аналойных. В иконографии иконы "Рождество Христово" прослеживается ориентация на западноевропейские гравированные образцы. Комплекс отличается редкой для праздничных икон подробностью изложения сюжетов. В их компоновке прослеживаются принципы, характерные для стенописей костромских мастеров.

Стилистическая справка: Живопись икон отличается высочайшим художественным уровнем, что свидетельствует об их создании одним из лучших костромских мастеров-миниатюристов, состоявшим на службе в иконописной мастерской Оружейной палаты. Большинство исследователей относит иконы к произведениям круга Гурия Никитина.

Век:XVII
Место хранения: Церковь Воскресения на Дебре в Костроме

Иконографическая справка: В иконе использован развернутый вариант иконографии Рождества Христова, появившийся в русской иконописи во второй половине XVI века. В середине XVII столетия под влиянием западноевропейской печатной графики эта схема была дополнена сценой Поклонения волхвов. Обязательным также становится изображение избиения младенцев в Вифлееме. Этот вариант схемы был чрезвычайно популярен в Поволжье, причем в отдельных регионах сложилась своя локальная традиция ее интерпретации. Все сюжеты, вошедшие ко второй половине XVII века в состав развернутой композиции Рождества, присутствуют в публикуемом памятнике. Икона является самым ранним примером подобной схемы в костромской иконописи. Свойственные ей распределение и иконография отдельных сюжетов в дальнейшем закрепились в местной традиции.

Век:XVII
Место создания: Россия

Стилистическая справка: Художественный язык иконы монументален; Ее композиция легко читается благодаря строгой упорядоченности размещения сцен.Большеголовые фигуры имеют имеют обобщенные, простые очертания.

Век:XVII
Место хранения: Поступила в музей в 1929 году.

Стилистическая справка: Икона из праздничного ряда ростовской церкви Иоанна Предтечи написана достаточно архаично для искусства середины 17 века. В ней передны все важные подробности сюжета, но при этом нет перегруженности или излишней детализации изображений. Икону отличает удлиненность пропорций фигур, общий коричневато-охристый тон колорита, дополненный киноварными и темно-зелеными цветами. Лики написаны по зеленому санкирю охрой с легкой подрумянкой.

Век:XVII
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Для этой иконы характерен отказ от некоторых дополнительных сцен, традиционно вклюавшихся в иконографию праздника, и выделение центральной композиции с изображением поклонения Младенцу. Богоматерь изображена стоящей на коленях возле яслей и повивающей спеленутого Младенца красной лентой. Поклонение волхвов и трех пастырей изображены симметрично. Отмечается некоторое сходство в трактовке пещеры и холма, тщательно разработанном многоплановом пейзаже, фигурах трех пастухов на заднем плане, сонме ангелов в облаках, в обособленном изображение звезды в боковой части композиции с гравюрой Евангелия Наталиса.

Стилистическая справка: Икону отличает тонкое "живоподобное" письмо иконы, гармоничный колорит, изящество поз и жестов персонажей. Иконе свойственно продуманное постороение и уравновешенная композиция., тщательная разработка окрестностей Вифлеема.

Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Век:XVIII

Фрагмент. Избиение младенцев в Вифлееме

Фрагмент. Поклонение волхвов

Фрагмент. Волхвы направляются к пещере с Младенцем Христом

Фрагмент. Вифлеемские пастыри

Фрагмент. Бегство в Египет

Иконографическая справка: Особенность данного иконографического извода состоит в большом количестве подробностей, восходящих к апокрифам (например к неканоническому "Протоевангелию Иакова"). Смысловым центром композиции является собственно сцена Рождества - Богоматерь сидит на фоне пещеры около яслей с Младенцем Христом, к которому склонились вол и осел (символизирующие собой иудейский народ и язычников). Три ангела славят рождение Спасителя. Слева - сцена омовения Младенца. Над пещерой с яслями парит ангел, в руках у него диск с Вифлеемской звездой. На звезду смотрят пастухи, окруженные пасущимися животными. Далее представлены следующие сюжеты: 1. Волхвы видят свет воссиявшей звезды 2. Волхвы направляются к пещере с Младенцем 3. Поклонение волхвов 4. Сон волхвов, во время которого им было дано откровение не возвращаться к царю Ироду, но проповедовать веру Христову в своих странах 5. Сомнение Иосифа 6.Сон Иосифа и явление ему во сне ангела 7. Бегство в Египет 8. Царь Ирод и книжники 9. Избиение младенцев в Вифлееме 10. Плач жен в Вифлееме 11. Праведная Елизавета со своим сыном Иоанном, будущим крестителем Господним укрывается в пещере, спасаясь от преследования. 12. Убиение пророка Захарии, отца святого Иоанна

Век:XVIII
Место хранения: Частное собрание

Век:XVIII
Место хранения: Музей-заповедник «Щелыково»

Иконографическая справка: Иконография восходит к западноевропейскому образцу. Рождество Христово представлено в виде Поклонения ангелов.

Стилистическая справка: Стиль иконы характерен для связанного с усадебной культурой направления иконописи Солигалича.

Век:XIX
Место хранения: Государственный музей-заповедник " Коломенское ", Москва

Средник иконы

Иконографическая справка: В углах иконы изображены ветхозаветные пророки: царь Давид, царь Соломон, Даниил и Илия, которые в своих пророчествах свидетельствовали о будущем рождении Спасителя. На боковых полях иконы расположены изображения святого князя Александра Невского и пророчицы Анны. Они могли быть патрональными по отношению к заказчикам иконы. Орнаментика фона и полей произведения имитирует золотой с чернью оклад, украшенный драгоценными эмалями.


08 января 2014 года

Вверху над горками, с левой стороны, показаны едущие на конях (или, иногда, пешие) волхвы — первые язычники, поклонившиеся Христу. Их, как правило, ведет ангел, указывая на путеводную Вифлеемскую звезду, к ней же устремлены взгляды и радостно вскинутые руки волхвов. Ее лучи осеняют Младенца Христа, возлежащего в пещере, словно указывая на Того, Кому спешат поклониться и люди, и ангелы. Иногда справа еще раз показывали волхвов, отбывающих после поклонения Христу в "земли свои". Но, как правило, в центре и справа наверху на иконах Рождества писали славословящих Христа ангелов, несущих весть о Его Рождении роду человеческому (изображенному в лице пастухов). Как образ ликующего человечества, представала чуть ниже, справа, фигура юного безбородого пастуха, трубящего в рожок и словно возвещающего: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецех благоволение" (Лк. 2:14). Предание сохранило имена некоторых пастухов (их количество было различным в разных вариантах композиции, от одного до нескольких) — Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан. Известны и имена трех волхвов (прорицателей, книжников, царей), принесших Младенцу Христу в дар золото (символ царствования), ладан (символ Божественной благодати и святости) и смирну (аромат для умащения тел усопших, напоминание о предстоящей Жертвенной смерти). Волхвы представляли три возраста, а по некоторым толкованиям, и три земных расы, в единстве славящих Господа: на иконах изображали умудренного старца Каспара, зрелого мужа Балтазара и юношу Мельхиора.

В нижней части краткого иконописного варианта Рождества Христова изображали погруженного в задумчивость Иосифа Обручника и, правее, — сцену омовения Младенца двумя служанками. Перед Иосифом стоит и беседует с ним некий старец, называемый пастырем (пастухом): "стоит пастырь сед и плешат [плешив], — гласит старинное руководство для иконописцев, — риза козлятина мохната, в руке костыль, а другую к Иосифу протянул".

Есть несколько версий, истолковывающих эту довольно странную фигуру: в старце видят то одного из пастухов, то пророка Исайю, предсказавшего Рождение Спасителя, то злого духа, искушающего Иосифа сомнениями в непорочности Девы Марии (а кривой посох в таком случае символизирует лживые домыслы).

На некоторых иконах обозначено имя старца — Анень, что аналогично латинскому "аноним" и означает "некто", или "никто". Сцена омовения Младенца весьма выразительно дополняет беседу старца с Иосифом — образ купели, провозвестие будущего Крещения, становится знаком победы над грехом, очищения человеческих душ от всяких сомнений и скверны. Иногда фигуры служанок, купающих Младенца Христа, помещали в центре, между старцем и Иосифом, и это решительное вторжение образа духовной чистоты словно разрывало путы искусительной беседы (или, при другом прочтении фигуры пастыря, наполняло разговор совершенно иным, светлым содержанием).

РАЗВЕРНУТЫЙ ИЗВОД ИКОНЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Развернутый извод иконы Рождества Христова, помимо уже перечисленных сцен, показывал и другие сюжеты, связанные с рожественской историей. Сложные многофигурные композиции состояли из множества сюжетов, объединенных в единое целое в пространстве иконы, но читающихся вполне самостоятельно.

Здесь могли быть сцены поклонения волхвов и принесения ими даров, их сон, в котором им явился ангел и повелел уходить из Вифлеема другой дорогой, не возвращаясь к царю Ироду. Нередко изображался и сон Иосифа, в котором ангел известил его о намерении Ирода избить младенцев в Вифлееме и повелел скрыться с Младенцем Христом и Матерью Его в Египте. С правой стороны иконы обычно показывали Бегство в Египет. В нижней части композиции были представлены трагические сцены избиения младенцев и праведников царем Иродом, иногда слева изображали, как царь обсуждает свой зловещий замысел с советниками-книжниками под сенью дворцовых палат. Справа также изображали сень — там, в храме, разворачивалась сцена убийства священника Захарии, отца пророка Иоанна Предтечи. Иоанн был старше Христа на полгода и тоже должен был быть убит по приказу Ирода, повелевшего уничтожить всех младенцев младше двух лет. Мать Иоанна, праведная Елизавета, успела убежать с сыном в пустыню, и на иконах Рождества часто показывают, как она спасается в пещере, преследуемая воином. Рядом с образом Елизаветы обычно писали так называемый Плач жен иерусалимских, напоминающий о пророчестве Иеремии: "Плач и рыдание и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Мф. 2: 17-18).

Рождество Христово с преподобными Дием и Евдокией на полях. Гуслицы. Конец XIX в. Дерево, левкас, темпера. 165х125 см. // Икона принадлежит к развернутой иконографии Рождества Христова, включающей многие эпизоды до и после этого события. Вверху сцена Рождества, трактованная скорее как Поклонение Младенцу. Перед пещерой изображена Богоматерь, на ложе, развернутом вертикально. В среднем регистре явление ангела спящему Иосифу и бегство Cвятого Cемейства в Египет. Нижняя часть иконы избиение младенцев в Вифлееме. На боковых полях - святые, обращенные в молении к Богоматери и младенцу Христу из главной сцены Рождества, слева преподобный Дий, справа преподобная Евдокия. Расширенная иконография Рождества Христова, подобная представленной на этой иконе, в русском искусстве популярна с XVI в. Изображение Рождества Христова как Поклонения младенцу Христу в русской иконописи получает распространение с середины XVII в. под влиянием западноевропейской иконографии. В.М. Сорокатый. ()

При всей праздничной, певучей яркости развернутых рождественских композиций, главной темой таких икон стала жертвенность — Богочеловека и человека-праведника, но безвинные жертвы ведут ко спасению, к райской радости, ею и дышит лучезарное пространство икон Рождества Христова.

Рождество Христово. 17 век. Нижний Новгород. Дерево, левкас, темпера. 91,5х59,5 см // Иконография принадлежит к развернутому варианту "Рождества Христова", включающему многочисленные сцены, сопровождаемые надписями, исполненными черной краской. Повествование о путешествии волхвов состоит из нескольких сцен. В сцене омовения младенца Христа подписано имя няньки: "Соломония". Редкой подробностью является надпись "аннинъ" имя пастыря, стоящего перед Иосифом. Это имя соответствует представлениям о том, что данный пастырь является тем самым книжником Аненом, который обнаружил, что Мария беременна, и сообщил об этом первосвященникам. Ниже помещена сцена явления спящему Иосифу ангела, предупредившего его об угрожающей младенцу опасности. Правее сцена бегства святого семейства в Египет, с водой на первом плане, по-видимому, изображающей Нил. Слева внизу царь Ирод в богатых палатах, перед ним "вельможи". В правом нижнем углу сцена убийства Захарии, отца Иоанна Предтечи, в алтаре храма. Выше плачущая Рахиль и лежащий под деревцем спеленутый младенец. Над сценой избиения младенцев две сидящие в палате со спеленутыми младенцами "жены" утирают слезы платочками. Подобные детальные изображения Рождества особенно широко распространились во второй половине XVII в. Многие иконы Рождества данной иконографии и этого времени связаны своим происхождением с Поволжьем, в частности, с Ярославлем и Костромой. Композиция иконы хорошо уравновешена. Большую роль в ней играет пейзаж, в котором ритмично размещены отдельные сцены и группы персонажей. Зигзагообразные мазки, обозначающие лещадки, образуют орнаментальное заполнение пространства вокруг них. Броня воинов, части одеяний волхвов и Ирода, ясли, сосуды, крылья ангелов и кровли зданий исполнены по серебряной подложке черной штриховкой, напоминающей гравировку. Стиль иконы позволяет датировать ее второй половиной столетия. Она возникла в несколько консервативной среде. Краски иконы, их консистенция и цветовая композиция в целом напоминают об иконописи Нижнего Новгорода. Вероятно, памятник принадлежит искусству этого художественного центра. Икона представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность. ()

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тесно связаны с сюжетом Рождества Христова иконы, называемые

"Собор Пресвятой Богородицы" — это празднество свершается на следующий день после Рождества (26 декабря/8 января). Оно было установлено на VI Вселенском соборе (681 г.) и объединило прославление Иисуса Христа, "нашего ради спасения сшедшаго с небес", и восхваление родившей Его Богоматери.

Собор Богоматери; Россия. Тверь; XV в.; местонахождение: Россия. Москва. Дом-музей П.Д.Корина ()

Несмотря на то, что композиция "Собора Богородицы" издавна была известна в Византии, полное ее иконографическое воплощение появилось именно на Руси .

Сюжет иконы восходит к тексту Рождественской стихиры: "Что Ти принесем Христе, яко явился еси на земли яко человек?.. [Каждый] благодарение Тебе приносит: Ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — чудо, земля — вертеп, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву".

На иконах Богородица с Младенцем на руках представлена в полный рост, восседающая на троне в сиянии небесной Славы. С двух сторон к Ней обращены пастухи и волхвы с дарами, в верхней части иконы изображены ангелы, приносящие дар пения. В нижних углах показаны в порывистом движении фигуры, олицетворяющие "пробудившиеся" земные стихии — Землю (с пещерой-вертепом) и Пустыню с яслями. Иногда здесь же помещали персонифицированные изображения морей, ветров и сторон света.

Внизу, под престолом Богоматери, изображен человеческий собор, символизирующий Церковь земную. Пречистую Деву славят пророки и преподобные, весь земной род, представленный в соборном единении с миром небесным, с ангельским родом. Эту полноту Церкви, земной и небесной, олицетворяет Богородица, через почитание которой объединилась вся Божественная Вселенная.

И та всеобщая радость о Господе, которой наполнены рождественские песнопения, дышит в красках икон: "Радуйся, вся земле, и вси радуйтеся, праведнии..."

Собор Богоматери. Изображение воспроизводится по изданию: Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства. Palekh Icon Painting. State Museum of Palekh Art. М.: Прогресс, 1994. ()

 
Статьи по теме:
Цветок: что означают цветы в гадании и во сне
Относиться к гаданиям можно и как к развлечению, и как к бессмысленному времяпрепровождению, и как к редкому шансу изучить собственные возможности. Для избравших последний вариант фигуры, которые «рисует» кофе на белоснежном фарфоре, - это знаки судьбы, в
Характеристика готики в архитектуре
Готический стиль изумителен, он не подвластен времени и поражает своими формами. В архитектуре он считается одним из самых выразительных стилей, придуманных человечеством. Это не только классические средневековые религиозные сооружения и замки, но и совре
Уровень Сознания — определяющий фактор бытия
Этапы развития личности Кроме направлений движения человеческого биокомпьютера в сторону психотипов, т. е. формирования операционной системы и программ, каждый человек стремится развиваться вглубь, т.е. наращивать мощность своего компьютера. На какой-т
Камчатские экспедиции (Витус Беринг)
Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг. занимает в истории науки особое место. Онабыла первой в истории Российской империи крупной научной экспедицией, предпринятой по решению правительства. В организации и проведении экспедиции большая роль и заслуга