Развитие эвс. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста. Игра «Восковая скульптура»
Эмоционально-волевая сфера дошкольника формируется в достаточно короткий промежуток времени. Пройдет всего 6-7 лет и в ребенке созреет самостоятельная, активная личность, внутри образуется стержень психики, который в дальнейшем становится основой характера.
Когда зарождается личность
Особенности эмоциональной сферы дошкольника проявляются в осознании собственной личности, активности, деятельности и объективной оценке себя. В это же время формируется соподчинение мотивов. Оно указывает на то, что ребенок уже способен подчинить непосредственные побуждения более осознанным целям.
Показателем корректного развития является способность управлять поведением, контролировать выполнение поставленных задач и возможность минимально предвидеть результат деятельности или ее отсутствия.
К чему приводит правильное развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника? Некогда безудержные эмоции и чувства становятся подчиненными мышлению.
Эмоциональная сфера претерпевает серьезные изменения с речевым и физическим развитием. Глобально переформатируются взгляды на жизнь, отношения с окружающим миром. Что делать родителям? Они должны понимать, что их ребенок — индивидуальность, становление которой проходит с постепенным подстраиванием.
Развитие волевой сферы дошкольника возраста 2-4 лет требует постепенного подхода. Важно осознавать, что в этом возрасте дети нередко проявляют весь спектр негативных эмоций громкими истериками, слезами и криками.
В возрасте 4-5 лет эмоциями правит желание независимости, однако сложные ситуации, усталость, эмоциональная перевозбудимость могут привести к тому, что в поведении ребенка будут прослеживаться черты, которые присущи более младшим сверстникам. Возникновение такой ситуации должно стать сигналом для взрослых, на ребенка навалилось слишком много, он не может этого вынести. Все что потребуется: утешение, ласка, забота и разрешение вести себя как маленькому.
Всегда ли плохое настроение ребенка должно вызывать тревогу родителей? Нет! Дошкольник подчинен чувствам, ему не под силу корректное и постоянное управление переживаниями. Именно эта особенность объясняет постоянную смену настроения и целую гамму чувств, возникающую в короткий промежуток времени. Разительный смех может сменяться горькими слезам и истерикой, такое поведение детей считается абсолютно нормальным.
Развитие стабильного эмоционального состояния напрямую зависит от социальных ситуаций. Изменения привычного уклада жизни и режима могут стать причиной возникновения аффективных реакций и страха. На неудовлетворение новых потребностей личность отвечает состоянием фрустрации, которая выражается яростью, агрессией и депрессией.
Условия успешного развития дошкольника
К чему может привести неправильное общение:
- Односторонняя привязанность к матери очень часто оборачивается ограничением потребности в общении с одногодками.
- Выражение родителями отчаяния по поводу и без него формирует в ребенке волнение и страх.
Необратимые процессы в психике запускает навязывание родительских эмоций. В данном случае ребенок и вовсе не замечает своих чувств. Когда постоянно спрашивают, нравится ли ему, что, например, похвалили на занятиях и обиделся ли он, что забрали машинку, то эти события и вовсе могут не вызывать ярких эмоций, но ему приходится их замечать.
Активное развитие эмоциональной сферы дошкольника проходит и при проведении специально организованной деятельности. Речь идет о музыкальных занятиях, уроках рисования, во время которых дети учатся испытывать чувства, возникающие на основе восприятия.
Интенсивное развитие эмоций происходит во время игры, которая для дошкольников является основным видом деятельности.
Стадии развития
Особенности эмоционально-волевой сферы у дошкольников различного возраста:
- От рождения до 1 года. Нормальной линией развития считается признание родителей, умение отличать близких людей и реагировать на их присутствие, мимику, голос.
- От 1 года до 3 лет. В этот временной промежуток формируется минимальный уровень самостоятельности и уверенности в себе. Коррекция эмоциональной сферы требуется, если ребенок сомневается в собственных силах, наблюдаются нарушения в двигательных навыках, слабо развита речь.
- От 3 до 5 лет. Эмоциональное развитие дошкольников проявляется в активном познании окружающего мира, живом воображении, подражании поведению и поступкам взрослых. Дополнительные обследования с корректирующими занятиями проводятся, если у ребенка наблюдается постоянная вялость, отсутствие инициативы, подавленность.
- От 5 до 7 лет. В это время в эмоциональной сфере ребенка зарождается выраженное чувство долга и стремление к достижению цели. Наблюдается достаточно быстрое развитие коммуникативных и познавательных навыков.
Способы развития эмоционально-волевых качеств
Для развития эмоциональной сферы активно используется 2 приема: песочная и сказкотерапия.
Второй метод своими корнями уходит в XVII век, однако до появления исследований В. Проппа и Р. Гарднера сказки были лишь забавой. С помощью сказок проводится интеграция личности, расширение сознания, развитие творческих способностей, формируются линии взаимодействия с окружающим миром.
Правильно подобранная сказка способна вызвать интенсивный эмоциональный резонанс и обратиться не только к сознанию ребенка, но и к его подсознанию. Особую актуальность метод обретает при работе с детьми с отклонениями в эмоциональной сфере, когда требуется создание эффективной ситуации общения.
Сказка выполняет несколько функций:
- психологически готовит ребенка к сложным ситуациям;
- позволяет примерить различные роли, оценить поступки и результат деятельности;
- сделать выводы и перенести их в реальную жизнь.
Методы работы:
- Сказка-метафора. Образы и сюжет сказок побуждают в сознании свободные ассоциации, которые в дальнейшем должны активно обсуждаться и корректироваться педагогом.
- Не менее активный метод — рисование по мотивам сказок. В данном случае ассоциации выливаются в графическую форму, а не словесную.
- Сказка формирует понятие, что такое хорошо и плохо. На основе поступков и действий персонажей ребенок может вынести свой мотивированный вердикт поведенческой линии.
- Эмоции, вызванные сказкой, можно не только проговорить или нарисовать, но и проиграть, подключив мимику и интонации.
- Максимум творчества позволяет раскрыть переписывание, дополнение сказки, изменение ее концовки, добавление новых героев и персонажей.
Сказки примечательны тем, что в них отсутствуют прямые назидания и нравоучения, события всегда логичны и диктуются причинно-следственными связями, которые существуют в мире.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста эффективно проходит и с помощью песочной терапии. К. Д. Ушинский утверждал, что самой лучшей игрушкой для ребенка является кучка песка. И это так. Игры с песком известны ни одному поколению. Песочная игра — это просто, доступно, удобно и многообразно.
Основное преимущество песка в том, что он дает возможность ребенку строить свой индивидуальный мир, представляя себя творцом, задающим правила игры. Простое пересыпание песка позволяет снять напряжение и успокоиться, лепка фигур развивает мелкую моторику, побуждает фантазию, поиск зарытых сокровищ стимулирует заинтересованность.
Развивающие игры с песком способствуют выявлению психологических травм и позволяют от них избавиться. Данный метод особенно эффективен при работе с детьми, у которых наблюдается недостаточность в вербальном аппарате и задержка развития.
Работа над EQ
EQ — международное сокращение, обозначающее эмоциональный интеллект. Под данным термином понимают способность ребенка осознавать свои эмоции, связывать их с желаниями и поступками. При низких показателях EQ наблюдается противоречивое поведение, недостаточный контакт со сверстниками, неспособность выразить свои потребности, агрессивность и страх.
Эффективные игры на развитие эмоционального (коммуникативного) интеллекта:
- «Довольный слон». Для проведения игры потребуются картинки с изображением мордочек животных. Ведущий поднимает карточку со схемой эмоции и просит найти картинку с животным, который испытывает то же чувство.
- «Пиктограммы». Необходимо заранее заготовить два набора карточек (разрезанный и целый). Разрезанные пиктограммы перемешиваются в общей массе, цель ребенка — собрать целый шаблон.
Второй вариант предполагает парную игру. Один из детей выбирает половину изображения и описывает ее своему собеседнику, цель — найти вторую половину картинки. При несовпадении необходимо дать объяснение, почему именно эта картинка была выбрана.
- «Как дела?». Наиболее простая игра, позволяющая определить настроение и эмоции детей с аффективным поведением. Нужно предложить ребенку из стопки карточек с изображением эмоций выбрать ту, которая соответствует его настроению (сейчас, час назад, вчера).
- «Испорченный телефон». Оригинальная игра по развитию эмоционального интеллекта, которую можно проводить с детьми старше 3 лет. Вся «телефонная сеть» закрывает глаза, бодрствующим остается только первое звено. Ведущий показывает ему эмоцию и предлагает передать следующему. Передача осуществляется только мимикой и жестами. После того как действие дойдет до последнего игрока, ведущий, начиная с конца, спрашивает о том, какая эмоция передавалась и почему, сложно ли было понять участника.
Игры на развитие эмоциональной сферы
Будучи включенными в игру дети обретают бесценный опыт моделирования жизненных ситуаций. Предлагается перечень наиболее интересных и универсальных игр, способствующих формированию и развитию эмоциональной и волевой сферы дошкольников.
«Угадай эмоцию»
Основная деятельность в игре направлена на активное изучение жестов и мимики, возникающих при проявлении той или иной эмоции. Благодаря ей ребенок учится распознавать чувства и настроение окружающих.
Для игры потребуются маски, изображающие различные эмоции. В возрасте 5-6 лет дети уже могут принять участие в изготовлении. Обязательно нужно изобразить восторг, грусть, удивление, радость, безразличие, испуг.
На одного из детей надевают маску (неизвестную ему), его задача — определить эмоцию на основе подсказок коллектива. В качестве подсказок можно использовать визуальное описание (положение губ, бровей) и ситуативное (эмоция возникает, когда…).
«Мимическая зарядка»
Улучшает способность корректно выражать эмоции и делать это в связке с вербальными и невербальными проявлениями, а также активизирует развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
На карточках следует написать или изобразить эмоции (в зависимости от возраста детей) и попросить ребенка показать их в связке со сказочным героем: улыбнись, как Золушка; удивись, как Буратино…
«Актер»
Игра, направленная на формирование умения различать психологическое состояние людей, руководствуясь невербальными проявлениями.
Задание ребенку — изобразить с помощью жестов и мимики необходимую эмоцию. При этом часть его лица закрывается маской или листом бумаги. Задача команды отгадать изображенную эмоцию.
«Есть команда!»
Игра направлена на развитие способности быстро сосредотачиваться. Детям, марширующим под музыку, шепотом даются команды (присесть, поднять руки, взяться за плечи). Примечание: для игры выбираются только спокойные движения.
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста — длительный и многогранный процесс, требующий всестороннего развития и согласованного действия всех участников (педагогов, воспитателей, психологов, родителей). Только при таком подходе достигается эмоциональное благополучие дошкольников, позволяющее формироваться успешной личности.
Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы.
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний , который составляет переживаемые отношения человека к предметам и явлениям. Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности . В чувствах отражается значимость предметов и явлений для человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер . Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность , отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными . Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами . Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей . Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства .
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные , но и эмоциональные результаты своей деятельности . Ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания . Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.
Существенными компонентами волевого действия выступают возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнение. Волевое действие характеризуется целеустремленностью, как сознательной направленностью человека на определенный результат. Первый этап волевого действия связан с инициативностью , выражающейся в постановке собственных целей, самостоятельностью , проявляющейся в умении противостоять воздействию других. Решительность характеризует этап борьбы мотивов и принятие решения . Преодоление препятствий в достижении целей на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии, предполагающем мобилизацию своих сил. Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое» (А.Н Леонтьев). В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия . Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем . Волевое действие начинается с постановки цели . Дошкольник осваивает целеполагание - умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца (А.В.Запорожец). У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Л.С.Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели , своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком .
Удержание и достижение цели зависит от ряда условий .
Во-первых , от трудности задачи и длительности ее выполнения . Во-вторых , от успехов и неудач в деятельности . В-третьих, от отношения взрослого В-четвертых, от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности. В-пятых, от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели .
Осознанность и опосредованность - это главные характеристики произвольности. Другая характеристика произвольного действия - осознанность, или сознательность. О сформированности произвольных действий можно судить, прежде всего, по активности и инициативности самого ребенка. То есть показателем произвольности выступает относительная независимость дошкольника от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий.
В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля , возникает саморегуляция собственной деятельности. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся развитие потребности проверять и корректировать свою работу и освоение способов самопроверки . В 5-7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность , направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Особенности развития воли в дошкольном возрасте:
У детей формируются целеполаганне, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;
Развивается способность к волевому усилию;
Складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения с взрослыми.
Развитие эмоционально - волевой сферы является важнейшим
аспектом развития личности в целом. Развитие эмоционально - волевой сферы
является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет
успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности.
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.
В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.
В работе над эмоционально-волевые сферы можно использовать ниже перечисленные игры.
Игры с агрессивными детьми
Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Авторы статьи разбирают причины, способствующие развитию детской агрессии, и предлагают способы контроля поведения ребенка.
Aгрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.
Игры с гиперактивными детьми
«Активный» - деятельный, действенный. «Гипер» - указывает на превышение нормы.
Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенку невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Это расстройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующееся чрезмерной активностью, возбудимостью ребенка.
Этот синдром начинает явно проявляться в возрасте 2 лет, набирая обороты к школьным годам.
Гиперактивные дети очень активны, импульсивны, их движения зачастую хаотичны. Им очень сложно долго сидеть на месте. Многие занятия, которые требуют усидчивости, терпения, гиперактивный ребенок находит скучными и если начинает их, то не доводит до логического конца.
Таким детям тяжело соблюдать последовательность и долго удерживать своё внимание на чём-то одном. Они с трудом контролируют своё поведение и соблюдают общепринятые правила. Несмотря на такое «особенное» поведение, этих детей нельзя считать капризными, упрямыми и непослушными. Просто природа наградила их гиперактивностью.
Чтобы помочь гиперактивному ребёнку научиться контролировать и управлять своими эмоциями, поведением и вниманием, специалисты разработали игры, которые представлены ниже.
Игры с тревожными детьми
Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или без них). Тревожность нужно отличать от тревоги и страха.
Тревожность - устойчивое свойство, и можно сделать вывод, что оно характерно для ребенка, если он проявляет тревогу часто и в самых разных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая у доски, выполняя домашнюю работу и др. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Если же они знают, чего боятся, то тогда мы говорим о страхе (у страха всегда есть объект - человек, животное, предмет или ситуация). Естественно, что и у тревожных детей могут быть страхи - отдельные или очень много.
Если ребенок иногда испытывает беспокойство в каких-то ситуациях, например, перед публичным выступлением или проверочной работой, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге, но не о тревожности.
Ребенок, которого называют тревожным, как правило, обладает большинством из следующих характеристик:
· любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство
· во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи)
· беспокойно спит, жалуется на страшные сны
· у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется
· плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания
Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы.
Задачи: создать благоприятный эмоциональный настрой родителей; познакомить с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста; научить с помощью игровых упражнений развивать эмпатию детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других, умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение.
- «Давайте познакомимся!». Участники прикалывают бейджики со своими именами, чтобы было легче обращаться друг к другу.
- Мини-лекция «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.
Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Психологический практикум: Игра «Продолжи фразу»
Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.
Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.(Обратить внимание на различие слов «огорчение» и «обида». Они отличаются? Чем? Что означает каждое из них?)
Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные . Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки понятия “положительное”, “отрицательное”, “позитивное” и “негативное” в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще - защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами.
Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они сказываются на различных аспектах биологического, физиологического и социального функционирования человека. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства.
Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх - и у вас бешено колотилось сердце, прерывалось дыхание, дрожали руки, а ноги становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал гнев. В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца, кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию. Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать выход этому напряжению. Вспомните минуты горя или печали, - наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными. Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы текли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.
Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, - мощной или едва выраженной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, - не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем “настроением”, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций.
Поэтому очень важно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников? Однако только согласованное функционирование двух систем - интеллекта и эмоциональной сферы - может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.
Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шагами») в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.
Психологи отмечают, что «ребенок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого- дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей.
Для отработки навыка понимания эмоций (своих и сверстников) дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображенные другими эмоции и чувства («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу»). По мнению специалистов, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить психопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, необходимо дать им возможность отреагировать эмоции на невербальном уровне.
Психологический практикум: Игра «Лото настроений»(или этюды)
Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.
На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию. (То же самое проводится со взрослыми).
Нужно помогать ребенку понимать его эмоции и чувства, показывать ему, как можно справляться с неприятными состояниями, расширять запас слов, соответствующих его переживаниям. С такой задачей может справиться и педагог, и родители.
Одним из способов взаимодействия с ребенком становится работа по формированию эмпатии. ЭМПАТИЯ (от греч. – сопереживание) - способность человека представить себя на месте другого человека, понять его состояние, переживания.
Психологи считают, что развивать эмпатию можно в процессе совместной деятельности с ребенком. Особенно полезным может стать совместное чтение. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств и переживаний. Очень важно дать ребенку возможность проявить именно переполняющие его чувства, а не те, которых ждут от него взрослые. Полезно поговорить с ребенком о том, какие чувства могут испытывать, по его мнению, герои сказки, причем не только главные герои и не только положительные персонажи.
Еще одним способом развития эмпатии является ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место другого, оценить свое поведение со стороны.
Подобные методы (чтение, беседы, разыгрывание ситуаций) помогут детям осознать, как важно побыть на месте обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать другим, ребенок научится понимать их поступки, брать на себя ответственность за свои действия, а не сваливать вину на сверстников.
Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Уходи, злость, уходи», «Подушечные бои», «Необычное сражение», «Обзывалки» и др.). Ввести дома правило «Часа тишины» и «Часа можно» (как ритуал).
Психологический практикум: Игра «Обзывалки»
Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.
Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др.
Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты - морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты - солнышко!»
После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему. Часто дети приходят к выводу, что приятнее говорить товарищу добрые слова, в этом случае и самому становилось хорошо. Кроме того, дети отмечают, что иногда даже необидное слово, если оно сказано грубым голосом или сопровождается угрожающими жестами, может быть неприятным для человека.
Игра для взрослых «Бумажный бум». 2 команды, друг напротив друга, получают бумажные листы, мнут их. Задача: перебросить свои мячи на противоположную сторону. Игра позволяет выплеснуть агрессию, напряжение с помощью неагрессивных форм двигательной активности.
Данная игра, с одной стороны, очень безобидна и весела, но мы рекомендуем обратить внимание на то, что участники транслируют, как невербально, так и вербально, в процессе этой игры. Ведущему важно контролировать те эмоции, которые транслируют участники, таким образом, чтобы, с одной стороны, у них была возможность прожить и выплеснуть их, а с другой стороны, чтобы это проживание не стало причиной создания новой проблемной ситуации, связанной с повышением уровня небезопасности в группе.
Дошкольный возраст - это период формирования произвольности поведения (сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями). У ребенка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля за собой, – ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда он смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений.
Также дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. С помощью взрослого ребенок учится ставить перед собой специальные цели – запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок, решить поставленную задачу определенным способом и т.п.
Однако в течение еще нескольких лет (младшего школьного возраста) невозможно требовать от ребенка, чтобы он полностью подчинял поведение собственным волевым усилиям или приказаниям и просьбам взрослых. Обучение детей навыкам саморегуляции желательно проводить в процессе ведущей для дошкольного возраста деятельности - игры. Именно в игре дети могут научиться соподчинять мотивы, следовать общепринятым нормам поведения.
Необходимо помнить то, что игры, развивающие саморегуляцию, являются именно играми (Игра «Повтори движения», Игра «Час тишины – час можно», Игра «Молчание», Игра «ДА и НЕТ», Игра «Говори»), а не физическими упражнениями, и перед игрой необходимо задать образ и словесно описать ситуацию. Важно, чтобы движение сопровождалось положительными эмоциями.
И еще немаловажное условие коррекционной и профилактической работы по формированию навыков саморегуляции: после проведения игры необходимо поговорить с детьми (в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями) об их эмоциональном состоянии, об изменениях, которые произошли в процессе или после игры. В противном случае игра может стать не коррекционным инструментом, а только лишь развлечением (хотя и в этом случае ребенок имеет возможность расслабиться, получить удовольствие, стабилизировать свое состояние).
Психологический практикум: Игра «ДА и НЕТ»
Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Птицы летают? Гуси мяукают?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет?
У тебя есть нос? Игрушки живые?
Умение регулировать собственное эмоциональное состояние- одно из важнейших в жизни каждого человека. Психологи рекомендуют для снижения эмоционального напряжения стремиться к устранению мышечных зажимов. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, и мышечное напряжение - это проявление неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Поэтому расслабление мышц - это внешний показатель положительных эмоций, спокойного состояния ребенка, уравновешенности, удовлетворенности.
Расслабление мышц (релаксация) является как фактором снижения эмоциональной напряженности, так и фактором подготовки условий для перехода от бодрствования ко сну.
Игры и упражнения на релаксацию помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны для нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям людей.
Регулярное выполнение подобных упражнений, как правило, не требующих длительной подготовки и не отнимающих много времени, поможет детям научиться регулировать свое состояние, обрести состояние душевного покоя и равновесия.
Для того чтобы релаксационные упражнения оказались более эффективными, необходимо соблюдать при их выполнении некоторые условия:
- перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы;
- напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст;
- напряжение надо осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.
Дети-дошкольники, если взрослые помогают им в этом, в состоянии овладеть приемами саморегуляции, применять в сложных ситуациях приемлемые способы выражения негативных эмоций. Для этого с детьми необходимо говорить о том, что такое гнев, страх, обида и другие негативные эмоции. О том, почему с этими эмоциями так трудно жить, почему надо работать над собой, управлять и владеть собой.
Психологический практикум. Эффективные техники речевого общения с ребенком.
Упражнение «Я – сообщение».
Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.
Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль радость, страх…) или хочешь (играть, гулять, кричать …), но ты пойми и меня, я чувствую …».
Инструкция: используя технику «Я – сообщение», передайте свое отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребенка форме.
Ситуации:
- По дороге из детского сада, ребенок бегает по проезжей части, не прислушиваясь к вашим просьбам вести себя спокойно на дороге.
- Ребенок, стоя в магазине, капризно требует купить ему игрушку, которую.
- Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.
- Ребенок играет. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. А он отвечает: «А я еще не успел поиграть».
- Вы зовете ребенка садиться за стол. А он отвечает: «Сейчас» – и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
- У вас важный разговор с подругой. А ребенок то и дело вас перебивает.
Или\и просмотр презентации и упражнение «Родительские установки»
Цель та же. Участникам раздаются распечатанные фразы – установки. Они несут как положительный, так и отрицательный заряд. Взрослые должны найти себе пару «+» и «-«.
Сказав это: | Исправьтесь: |
Сильные люди не плачут | Поплачь – легче будет |
Думай только о себе, не жалей никого | Сколько отдашь – столько и получишь |
Ты всегда, как твой папа(твоя мама) | У нас мама – молодец!
Папа – лучший! |
Вот и будешь всю жизнь мыкаться, как твой папа (мама) | Каждый сам выбирает свой путь |
Не твоего ума дело | Твое мнение всем интересно |
Сколько сил мы тебе отдали, а ты….. | Мы любим, понимаем, надеемся на тебя |
Не верь никому, обманут | Выбирай себе друзей сам |
Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет! | Как ты относишься к людям, так и они к тебе
Как аукнется, так и откликнется |
Ты всегда это делаешь хуже всех | Каждый может ошибаться. Попробуй еще раз! |
Женщина глупее мужчины | Все зависит от человека |
Ты плохой! | Я тебя люблю любого |
Будешь букой – один останешься | Люби себя и другие тебя полюбят |
Таким образом, хотелось бы подвести итоги, что именно в игре целесообразно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка-дошкольника, поскольку она является ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шагами»).